Роструд определил работодателей со средним риском
На официальном сайте Роструда опубликован список работодателей, чья деятельность относится к категории среднего риска по состоянию на 26 июня 2022 года.
Перечень приводится по каждому российскому региону. Например, во Владимирской области таких предприятий 112. Сведения представлены в табличной форме с указанием полного наименования, ОГРН, ИНН, место нахождения юрлица или ИП, место осуществления производственной деятельности. Также указывается дата отнесения к средней категории риска.
Российское законодательство требует проведения классификации деятельности работодателей по 5 категориям риска - высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. В соответствии с присвоенной категорией устанавливается периодичность выполнения плановых проверок. В отношении предприятий среднего риска проверки с выездом на место проводятся через пять лет.
Отнесение объектов инспекторского контроля к категориям риска выполняется на основании соотнесения их характеристик с установленными критериями. Решение принимается решением руководителя Роструда или главы территориального подразделения ведомства. Процедура отнесения выполняется ежегодно в срок до 1 июля текущего года при условии применения в следующем.
Контролируемое лицо имеет право подать заявление в Роструд или его территориальное подразделение с просьбой изменить категорию риска если деятельность предприятия, организации соответствует критериям другой категории.
Сейчас в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2022 №336 до конца года действует ограничение на большинство плановых и внеплановых проверок, включая те из них, которые предусмотрены №248-ФЗ. В качестве исключения меры инспекторского реагирования с одобрения Прокуратуры Рострудом могут использоваться при поступлении сведений о фактах непосредственной угрозы жизни и тяжкого вреда здоровью работников с целью защиты их интересов.
В связи с действующим мораторием на проверки приоритет контрольно-надзорной деятельности смещен в сторону профилактических мер реагирования. Сотрудники Госинспекции труда стали гораздо чаще организовывать профилактические визиты к работодателям. Формат предусматривает проведение консультаций, предоставление разъяснений по вопросам соблюдения законодательства о труде. Даются практические рекомендации, направленные на улучшение условий труда в трудовой сфере. Такими действиями инспекторы предупреждают риски производственной деятельности, а также факты нарушения норм трудового законодательства.
Изменения законодательства
Нормативно-правовые акты по охране труда, вступающие в силу с 1 сентября 2022 года
Обучение по охране труда
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда"
С 1 сентября 2022 года в соответствии с приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 769н прекратит действие постановление Минтруда РФ и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. И вступит в силу Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, утвердившее Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
ВНИМАНИЕ: Документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия.
Специальная оценка условий труда
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2333 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования" (вместе с "Правилами аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования");
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда" (вместе с "Правилами допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда");
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда"
Документ: Приказ Минтруда России от 29.09.2021 № 664н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь в соответствии со своими должностными обязанностями и осуществляющих указанную деятельность в медицинских организациях или структурных подразделениях медицинских организаций, специализирующихся на оказании паллиативной медицинской помощи"
Расследование несчастных случаев
Документ: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.04.2022 № 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
Транспорт
Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 № 916 "Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники".
Документ: Приказ Минтранса РФ от 12.01.2022 № 5. "О внесении изменений в особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424"
Изменили правила прохождения психиатрического освидетельствования
Документ: Приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование"
1 сентября вступит в силу новый список видов деятельности, для занятия которыми надо проходить психиатрическое освидетельствование (приложение № 2 к приказу Минздрава от 20.05.2022 № 342н, далее - Приказ № 342н). Кроме того, соискателя, прошедшего освидетельствование во время работы у прошлого работодателя, не нужно будет направлять на новое освидетельствование при наличии трех условий. Во-первых, новая работа относится к тому же виду деятельности, что и прежняя. Во-вторых, освидетельствование было менее чем два года назад. В-третьих, работника тогда признали пригодным к выполнению определенного вида деятельности (п. 5 Приказа № 342н).
Направление на освидетельствование можно будет формировать электронно с использованием простых электронных подписей работодателя и работника. Содержание самого направления также изменится. Что касается итогового заключения, то медики направят его работодателю только при согласии работника (п. 6, 13 Приказа № 342н).
Минтруд РФ увеличил список предупредительных мер по снижению производственного травматизма, которые покрываются за счет страховых взносов
Документ: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 марта 2022 г. № 97н "О внесении изменений в правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом министерства труда и социальной защиты российской федерации от 14 июля 2021 г. № 467н"
Вступил в силу: 01 июля 2022 года
Соответствующие поправки внесены в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила), которые утверждены приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 №467н.
Правила устанавливают порядок компенсации за счет страховых взносов в Фонд социального страхования разнообразных расходов страхователей на обеспечение мероприятий по охране труда.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 года. С этого времени за счет страховых взносов станут финансироваться следующие предупредительные меры:
- Бесплатное предоставление молока или иных равноценных продуктов питания работникам, для которых бесплатная выдача таких пищевых продуктов, включая молоко, предусмотренное приказом Минздрава РФ от 16.02.2009 №45н.
-Покупка оборудования, приборов (устройств государств-участников ЕАЭС, при нехватке отечественных аналогов - приобретение оборудования, устройств, приборов зарубежного производства в случае включения данных мероприятий в отраслевые планы импортозамещения) для безопасного выполнения горных работ в рамках модернизации основных производств.
Изданный в начале марта 2022 года Приказ Минтруда 97н устранил содержащуюся в Правилах норму, согласно которой страхователи были не вправе финансировать за счет бюджета ФСС РФ бесплатную выдачу молока либо иных равноценных продуктов, работникам, занятым на вредных производствах.
Росстат обновил форму 7-травматизм и приложение к ней
Документ: Приказ Росстата от 1 июля 2022 г. № 485 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями"
Вступает в силу: с отчета за 2022 год
Начиная с отчета за 2022 год вводится обновленная форма статистического наблюдения №7 "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях".
Информация предоставляется в период с 20 февраля до 1 марта (раньше было с 1-го рабочего дня после отчетного года по 25 января) всеми юридическими лицами с численностью сотрудников от 1 и больше, за исключением микропредприятий. Также не нужно предоставлять информацию о травматизме компаниям страховой и финансовой сферы, занимающимся операциями с недвижимостью, осуществляющих деятельность в области образования, соцобеспечения, обеспечения военной безопасности и др. Данные направляются в территориальный орган Росстата, работающий на территории субъекта РФ по месту фактической деятельности юридического лица.
Статистика травматизма учитывает численность пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности и летальным исходом как в общем количестве, так и по отдельным категориям работников - женщины, несовершеннолетние, лица с иностранным гражданством. Подаются сведения о фактах травматизма, произошедших по вине сотрудников предприятия и работодателя, а также работников, которые находились в состоянии алкогольного опьянения.
В форме приводятся данные о количестве рабочих человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с временной потерей трудоспособности, завершившейся в отчетном году, численности пострадавших, которые переведены с основной работы на другую на основании медицинского заключения. Указывается информация о количестве сотрудников с впервые подтвержденными профзаболеваниями.
Юридическим лицам необходимо отчитываться об израсходованных средствах на проведение мероприятий по охране труда, включая следующие расходы:
покупка спецодежды, обуви и иных средств индивидуальной защиты;
реализация санитарно-гигиенических, организационных, технико-технологических мероприятий;
подготовка сотрудников по охране труда.
В процессе заполнения формы №7 должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность представленных сведений. Обязательно вносится информация в раздел "Справочно".
Если у предприятия или организации есть обособленные подразделения сведения вносятся в отношении каждого из них отдельно. Форма обязательна для заполнения подразделениями, филиалами, представительствами зарубежных компаний, осуществляющих деятельность на территории РФ в порядке, предусмотренном для юрлиц.
В форме прописываются сведения о пострадавших работниках при несчастных случаях на производстве, по которым было проведено расследование в соответствии со ст.227-231 ТК РФ и оформлен Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 или Н-1ПС.
Форму все так же надо предоставить раз в год, а приложение - раз в 3 года.
Законопроекты
Минтруд РФ предложил изменить порядок специальной оценки условий труда (СОУТ) для микробизнеса.
Источник: Проект приказа Минтруда России "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям" ID проекта02/08/06-22/00128284
Минтруд России представил на общественное обсуждение проект постановления Правительства, устанавливающий особый порядок специальной оценки условий труда (СОУТ) для микропредприятий - "самодекларирование".
Для микропредприятий с 1 марта 2023 года могут ввести особый порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) - "самодекларирование". Работодатель самостоятельно проверяет условия труда сотрудников. Специализированную организацию для проведения СОУТ компания привлекает, только если обнаружит нарушения. Согласно проекту постановления, комиссия работодателя проверяет рабочие места, чтобы оценить условия труда сотрудников. По итогам оценки на каждое рабочее место она составляет проверочный лист и утверждает его. Если комиссия микропредприятия не идентифицировала опасные факторы, то условия труда признаются допустимыми. Работодатель после этого может оформить Декларацию СОУТ. Если выявлены вредные или опасные для здоровья сотрудника факторы, то в проверочном листе проверяющие ставят отметку "да". Если стоит хотя бы одна такая отметка, то в отношении таких рабочих мест проводят СОУТ с привлечением специализированной организации. В этом случае аккредитованная компания проведет специальные исследования и измерения параметров опасных факторов и установит класс вредности условий труда. Также проект постановления содержит формы проверочного листа и декларации соответствия условий труда требованиям закона.
К микропредприятиям относятся организации, в которых занято до 15 человек.
Разъяснения официальных ведомств
Минздрав разъяснил периодичность проведения психиатрического освидетельствования работников и обязанности работодателя
Источник: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ 20 июня 2022 г. № 30-0/3066769-14500
Минздрав дал разъяснение, чем определяется периодичность психосвидетельствования и кто должен направить работника на него во время прохождения периодического медосмотра.
Текст письма:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 утверждены "Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Правила), в соответствии с которыми освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Пунктом 5 Правил установлено, что освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 утвержден "Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза CCP, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно которому постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695 действует до 01.09.2022.
В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ) работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность (далее - Порядок психиатрического освидетельствования), а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, утверждены приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342н, который вступает в силу с 01.09.2022.
Таким образом, приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н вступает в силу с отменой постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 695.
Поскольку Порядком психиатрического освидетельствования, а также перечнем видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, утвержденными приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342н, конкретно не определена кратность психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, отмечаем следующее.
Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утверждены "Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Порядок медицинских осмотров) и "Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры". (В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" положения, регулирующие проведение медицинских осмотров некоторых категорий работников, изложены в статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 41 Порядка медицинских осмотров определено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 4 Порядка психиатрического освидетельствования, утвержденного приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342н, освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование (далее - направление) и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (при их наличии).
Таким образом, предполагается проведение психиатрического освидетельствования по направлению работодателя (его уполномоченного представителя), в случае выявления при осуществлении обязательного медицинского осмотра врачом-психиатром лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
Обращаем внимание, что данное письмо Департамента не является нормативным правовым актом или официальным разъяснением нормативных правовых актов, а представляет собой позицию Департамента по заданному в обращении (письме) вопросу.
Нужно ли возмещать расходы сотруднику на прохождение медкомиссии, если он через неделю уволился
Источник: Информация Роструда от 19.07.2022 № б/н.
Если соискатель за свой счет прошел обязательный медосмотр перед приемом на работу, а через неделю уволился, компания должна возместить ему все расходы на врачей. Такое разъяснение дает Роструд.
Согласно нормам ТК работодатель должен проводить обязательные медосмотры сотрудников на вредных и опасных условиях труда, в пищевой промышленности, общественном питании, торговле, медицинских и детских учреждениях, а также в других случаях.
Обязательные медосмотры работодатель оплачивает за счет собственных средств. Если сотрудник прошел медкомиссию и оплатил ее сам, компания обязана возместить ему все расходы, независимо от срока его работы в организации.
Разъяснили, что при переводе офисного работника повторно обучать его охране труда не нужно
Источник: Письмо Минтруда России от 30.05.2022 № 15-2/В-1677
С 1 сентября вступают в силу новые правила обучения по охране труда. Если при переводе работника сохранились условия труда и найденные ранее источники опасности, то повторно обучать и проверять его знания по охране труда не нужно.
Минтруд уточнил: правило касается и изменения должности офисного сотрудника, у которого условия рабочего места и оборудование остались прежними.
Какие правила охраны труда применять для сотрудников, которые работают за компьютером
Источник: Письмо Минтруда от 13.05.2022 № 15-2/ООГ-1093
Обязательной типовой инструкции по охране труда для сотрудников, которые работают за компьютерами, нет. Инструкция ТОИ Р-01-00-01-96 носит рекомендательный характер, поэтому вы можете ориентироваться на нее, но соблюдать не обязаны. Правила работы с ПЭВМ и копировально-множительной техникой есть в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям труда СП 2.2.3670-20. Соблюдать СанПиН придется, так как это обязательный документ. Также работодатель обязан разработать и утвердить правила охраны труда на уровне локального нормативного акта, ст. 214 ТК РФ.
Судебная практика
Сотрудник имеет право получить себе копию карты СОУТ
Источник: Определение суда от 21.04.22 № 8Г-4444_2022[88-6076_2022]
К такому выводу пришел седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Решение указано в определении от 21 апреля 2022 года №8Г-4444/2022 [88-6076/2022].
Причиной судебного разбирательства стали неоднократные обращения работницы одного из предприятий к работодателю с просьбой предоставить копии документов, которые подтверждают проведение СОУТ на ее рабочем месте. Работодатель не стал это сделать, мотивировав отказ тем, что данные документы связаны с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. По мнению ответчика, это обстоятельство исключает их выдачу на руки.
Еще один аргумент работодателя - отсутствие в №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности предоставлять копии документов сотрудникам в сфере организации и проведения СОУТ. Не указано подобное требование и в методике проведения спецоценки условий труда, которая утверждена приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 года №33н.
Суд не согласился с аргументами ответчика и назвал его позицию ошибочной. Он сослался на ч.1 ст.62 ТК РФ, которая обязывает работодателя в течение трех дней после письменного обращения сотрудника среди прочего предоставить:
-
копии документов. связанные с его трудовой деятельностью (приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, об увольнении, выписки из трудовой книжки);
-
справки о размере заработной платы, о периоде работы в данной организации, фактически уплаченных "пенсионных" взносах и "другое".
Список документов, указанных в ст.62 нельзя считать исчерпывающим. Это значит, что помимо непосредственно указанных в статье документов работодатель на основании письменного заявления работника обязан предоставить иные документы (или их заверенные копии), связанные с трудовой деятельностью и содержащие персональные данные о нем. Закон не обязывает работника называть цель выдачи этих документов.
Эта обязанность не распространяется на локальные акты работодателя. с которыми он знакомит сотрудников под подпись, документы с персональными данными других сотрудников, а также бумаги, которые сопровождают хозяйственную или организационную деятельность предприятия.
В результате суд обязал ответчика предоставить истцу список документов, связанных с проведением специальной оценки условий труда.
Позиция Роструда при ответе на аналогичный вопрос схожа с судебной инстанцией. В ведомстве напоминают, что в случае отказа предоставлять копию карточки СОУТ работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам на предприятии (при ее наличии), территориальный орган Роструда - Госинспекцию труда, в органы прокуратуры и суд.
При обращении в судебную инстанцию необходимо помнить, что срок исковой давности по спорам, не связанным с увольнением и выплатой заработной платы, составляет три месяца. По их истечении в иске будет отклонено, за исключением пропуска срока по уважительным причинам.
Также при обращении в суд работник лишается возможности защиты своих прав сотрудниками Госинспекции труда.
Вопрос-ответ
Какие повреждения здоровья в результате несчастного случая на производстве относятся к тяжелым, а какие - к легким?
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02.2005 № 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве" утверждена схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве.
Согласно Схеме несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие.
Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:
- характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;
- последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).
Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.
Признаками тяжелого несчастного случая на производстве являются также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести полученной травмы.
К тяжелым несчастным случаям на производстве относятся:
1) повреждения здоровья, острый период которых сопровождается:
- шоком;
- комой;
- кровопотерей (объемом более 20%);
- эмболией;
- острой недостаточностью функций жизненно важных органов и систем (ЦНС, сердечной, сосудистой, дыхательной, почечной, печеночной и (или) их сочетанием);
2) повреждения здоровья, квалифицированные при первичном осмотре пострадавшего врачами стационара, травматологического пункта или другими организациями здравоохранения как:
- проникающие ранения черепа;
- перелом черепа и лицевых костей;
- ушиб головного мозга;
- внутричерепная травма;
- ранения, проникающие в просвет глотки, трахеи, пищевода, а также повреждения щитовидной и вилочковой железы;
- проникающие ранения позвоночника;
- переломовывихи и переломы тел или двусторонние переломы дуг I и II шейных позвонков, в том числе и без нарушения функции спинного мозга;
- вывихи (в том числе подвывихи) шейных позвонков;
- закрытые повреждения шейного отдела спинного мозга;
- перелом или переломовывих одного или нескольких грудных или поясничных позвонков, в том числе и без нарушения функции спинного мозга;
- ранения грудной клетки, проникающие в плевральную полость, полость перикарда или клетчатку средостения, в том числе без повреждения внутренних органов;
- ранения живота, проникающие в полость брюшины;
- ранения, проникающие в полость мочевого пузыря или кишечник;
- открытые ранения органов забрюшинного пространства (почек, надпочечников, поджелудочной железы);
- разрыв внутреннего органа грудной или брюшной полости или полости таза, забрюшинного пространства, разрыв диафрагмы, разрыв предстательной железы, разрыв мочеточника, разрыв перепончатой части мочеиспускательного канала;
- двусторонние переломы заднего полукольца таза с разрывом подвздошно-крестцового сочленения и нарушением непрерывности тазового кольца или двойные переломы тазового кольца в передней и задней частях с нарушением его непрерывности;
- открытые переломы длинных трубчатых костей ‒ плечевой, бедренной и большеберцовой, открытые повреждения тазобедренного и коленного суставов;
- повреждения магистрального кровеносного сосуда: аорты, сонной (общей, внутренней, наружной), подключичной, плечевой, бедренной, подколенной артерий или сопровождающих их вен, нервов;
- термические (химические) ожоги:
III-IV степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела;
III степени с площадью поражения более 20% поверхности тела;
II степени с площадью поражения более 30% поверхности тела;
дыхательных путей, лица и волосистой части головы;
- радиационные поражения средней (от 12 Гр) степени тяжести и выше;
- прерывание беременности;
3) повреждения, которые непосредственно не угрожают жизни пострадавшего, но являются тяжкими по последствиям:
- потеря зрения, слуха, речи;
- потеря какого-либо органа или полная утрата органом его функции (при этом потеря наиболее важной в функциональном отношении части конечности (кисти или стопы) приравнивают к потере руки или ноги);
- психические расстройства;
- утрата репродуктивной функции и способности к деторождению;
- неизгладимое обезображивание лица.
К легким несчастным случаям на производстве относятся повреждения, не указанные выше.
Считается ли травмой на производстве избиение одного сотрудника другим на рабочем месте в рабочее время с причинением вреда здоровью? Какую ответственность несет работодатель за такой инцидент?
Обязанности работодателя возникают в связи с несчастными случаями на производстве, произошедшими с лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (работники, практиканты, ученики, лица, выполняющие общественно-полезные работы и др.) при исполнении ими трудовых обязанностей или какой-либо работы по поручению или в интересах работодателя.
К несчастным случаям относятся события, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы;
- при следовании к месту работы или с работы, к месту служебной командировки и обратно;
- во время служебных поездок (разъездов);
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;
- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха.
Для расследования несчастного случая работодатель создает комиссию, которая устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, виновных лиц, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Если описанная в вопросе ситуация не имела отношения к исполнению трудовых обязанностей, то, скорее всего, инцидент не будет признан несчастным случаем на производстве.
Руководитель может нести ответственность, только если возникновение несчастного случая на производстве произошло вследствие несоблюдения им законодательства о труде и об охране труда.
Правовое обоснование
В соответствие с частью 3 статьи 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.
Согласно статье 229.2. ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)
Станет ли профилактический визит коммерческим?
В России с начала 2021 года была реализована "регуляторная гильотина" - инструмент массового пересмотра, отмены устаревших нормативных актов, которые негативно отражаются на состоянии общего бизнес-климата в стране и эффективности регуляторной среды.
Сейчас стало известно, что Правительство РФ намерено "отсечь голову" разъяснениям министерств и ведомств, которые нередко противоречат друг другу, создавая путаницу и неразбериху. Минэкономики планирует разобраться с этим массивом документов до конца 2022 года. Об этом сообщает издание "Коммерсант".
Процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности (КНД) после упорядочивания обязательных требований дошел до уровня разъяснений ведомств. Такие документы предприниматели нередко используют для поддержания статуса добросовестных исполнителей официальных рекомендаций ведомств. Проблема хорошо известна российскому бизнесу и еще в феврале обсуждалась на заседании форума "Деловая Россия".
Новое направление "гильотина разъяснений" уже охватила около 200 документов 45 ведомств. Однако, по словам руководителя департамента регуляторной политики Минэкономики РФ Александра Литвака, таких разъяснений может оказаться кратно больше. В срок до 1 июля 2022 года ведомства должны были провести инвентаризацию собственных разъяснений. Пока результаты этой работы не обнародованы.
Специальная рабочая группа до 1 сентября будет оценивать разъяснения на предмет актуальности содержания и соответствия компетенциям, полномочиям ведомств. По итогами работы планируется принять решения, связанные с отменой, актуализацией, сохранением документов или подготовкой новых. Актуализированный перечень разъяснений попадет в единый реестр обязательных требований, в котором уже находится около 5 тысяч актов и 239 тысяч требований.
Еще одно новшество Минэкономики РФ - увеличение профилактических инструментов для сотрудников контрольно-надзорных органов. Как пояснил руководитель департамента лицензирования и КНД министерства Александр Вдовин, в 2022 году с учетом моратория на выполнение проверок (под ограничение попало около 240 тысяч подобных мероприятий) на первый план вышли профилактические действия. Вывод подтверждает статистика - по итогам мая проведено 41,6 тысяч профилактических визитов, при этом проверок было 23,2 тысячи. Эта форма контрольно-надзорной деятельности установлена нормами ст. 52 №248-ФЗ.
Теперь Минэкономики предлагает закрепить понятие коммерческого профилактического визита, который будет выполняться на платной основе по приглашению предпринимателей. В качестве аргумента в поддержку инициативы Вдовин приводит цифру - для подготовки к проверкам бизнес в среднем тратит ежегодно 240 тысяч рублей.
Новый механизм позволит сократить издержки. Контролер станет оценивать бизнес до момента начала операционной деятельности и в последующем не будет проводить проверки. При этом отсутствует конфликт интересов, так как предприятие еще не имеет статус контролируемого субъекта.
Опрошенные изданием представители делового сообщества неоднозначно оценили инициативу, так как опасаются замены государственного контроля коммерческой деятельностью. Один из аргументов предпринимателей - бизнес платит налоги и должен пользоваться услугами бесплатно. В идеале, чтобы не было разноголосицы среди проверяющих инстанций профилактические визиты должны стать комплексными, но это пока трудно представить, так как проверками предпринимателей занимается порядка 60 ведомств.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.