Изменения законодательства
Приостановили действие основных требований к правилам и инструкциям по охране труда
Документ: Приказ Минтруда России от 17.03.2022 № 140н «О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»
Вступил в силу: 29 марта 2022 года
До 1 января 2023 года не нужно применять основные требования к порядку разработки и содержанию правил, а также инструкций по охране труда.
Это значит, что проверять работодателей, как они соблюдают требования по разработке ИОТ и ПОТ, в 2022 году не будут. Минтруд считает, что такое решение должно снять излишнюю нагрузку на работодателей в условиях внешнего санкционного давления.
Минтруд утвердил рекомендации по учету микротравм работников
Документ: Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»
Вступил в силу: 1 марта 2022 года
Чтобы учесть, рассмотреть обстоятельства и причины микротравм, а также предупредить производственный травматизм, работодателям среди прочего советуют:
- утвердить локальным нормативным актом порядок учета микротравм и ознакомить с ним должностных лиц;
- информировать сотрудников о действиях при получении микротравмы;
- фиксировать результаты рассмотрения обстоятельств и причин микротравм в справке по образцу;
- сделать доступным в организации бланк справки в электронном или бумажном виде;
- регистрировать микротравмы в журнале учета по образцу;
- установить место и сроки хранения справки и журнала.
Утверждены 5 типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности
Документ: Приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности»
Вступил в силу: 1 марта 2022 года
В связи с изменениями, внесенными в ст. 25 Закона о пожарной безопасности, вместо прохождения пожарно-технического минимума некоторым категориям работников необходимо будет получать дополнительное профессиональное образование как обязательное условие допуска к работе (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством РФ об образовании. Пунктом 8 ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждаются МЧС России (Приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596).
В соответствии с приведенными нормами МЧС утвердило 5 типовых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации:
- программа повышения квалификации для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, назначенных руководителем организации, индивидуальным предпринимателем ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации;
- программа повышения квалификации для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- программа повышения квалификации для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
- программа повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа;
- программа профессиональной переподготовки для получения квалификации "Специалист по противопожарной профилактике".
Программы предусматривают минимально допустимые сроки их освоения (в том числе практической части), цель и планируемые результаты обучения, учебные планы, оценку качества освоения программ.
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации – не менее 16 часов, в том числе практической части – менее 4 часов, а программы профессиональной переподготовки – не может быть менее 250 часов, в том числе практической части – менее 16 часов.
Программы будут применяться с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года.
Обратите внимание: разъяснения по однотипным обращениям по вопросам обучения работников мерам пожарной безопасности приведены в Информационном письме МЧС России от 22.12.2021 № ИВ-19-1999.
С 1 сентября 2023 года вступят в силу новые правила и типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств
Документы: Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» и Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»
Вступают в силу: 1 сентября 2023 года
Минтруд разработал Правила обеспечения и Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств. Работодатели должны выдавать СИЗ и СиОС по новым правилам с 1 сентября 2023 года.
Правила обеспечения СИЗ и смывающими средствами. С 1 сентября 2023 года новые Правила заменят действующие правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н (далее — действующие правила). Также новые правила заменят стандарт обеспечения работников СиОС, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н.
По новым Правилам при выборе СИЗ и смывающих средств учитывают мнение профсоюза, уполномоченных представителей работников, итоги спецоценки и оценки профрисков. С 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года работодатель самостоятельно определяет, использовать Единые типовые или отраслевые типовые нормы СИЗ. С 1 января 2025 года работодатель обязан использовать Единые типовые нормы.
В документе обновили форму личной карточки СИЗ. На лицевой стороне формы заменили противогаз и респиратор на СИЗОД, а рукавицы и перчатки — на СИЗ рук. На обратной стороне теперь нужно указывать марку СИЗ и способ выдачи дерматологических СИЗ. Выдавать их можно лично или с помощью дозаторов. Также нужно указать акт списания СИЗ при их возврате. Определять процент износа и указывать номер сертификата больше не нужно. Также работодатели должны оформлять личную карточку учета дежурных СИЗ и нормы выдачи СИЗ.
В новых Правилах определили, что подрядчики выдают СИЗ своим работникам за счет собственных средств. В действующих правилах не указано, кто выдает СИЗ сотрудникам, работающим на территории другого работодателя.
По документу ответственность за СИЗ несут работники, у которых СИЗ остаются в нерабочее время. Определите такие СИЗ в перечне. В перечне укажите профессии работников. В действующих правилах не определено, кто несет ответственность за СИЗ в нерабочее время, например, если сотрудники в командировке.
Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств. В Единых типовых нормах СИЗ разработали перечни СИЗ, которые выдают по профессиям и идентифицированным опасностям. Например, если на рабочих местах выявили опасность падения с высоты, то работникам нужно выдавать страховочные привязи, предохранительные пояса и спасательные петли. Если сотрудник работает водителем автомобиля, то ему полагается сигнальный жилет, очки от ультрафиолетового излучения, перчатки, обувь, костюм и плащ для защиты от воды.
К примеру, если сотрудник работает со строительной пылью, то ему выдают средства, в зависимости от их свойств:
- увлажнение — 100 мл;
- восстановление — 100 мл;
- очищение от неустойчивых загрязнений — 200 или 250 мл;
- очищение от устойчивых загрязнений — 200 мл.
Инструктировать работников подрядчика должен заказчик
Документ: Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)»
Вступил в силу: 1 марта 2022 года
С 1 марта согласовывайте с подрядными организациями, работающими на территории компании, мероприятия, которые позволят предотвратить повреждение здоровья работников. Используйте утвержденный Минтрудом Примерный перечень таких мероприятий, дополняйте его при необходимости.
Мероприятия следует согласовать до начала работ и внести в договор с подрядчиком. Например, компания-заказчик должна разработать план мероприятий по эвакуации и спасению работников, инструктировать ответственных работников подрядчика, контролировать ход их работ. Обязанность закрепили в части 4 статьи 214 ТК РФ.
Роструд утвердил новые чек-листы для проверки работодателей
Документ: Приказ Роструда от 01.02.2022 № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Вступил в силу: 11 марта 2022 года
Роструд утвердил 78 новых форм проверочных листов. При этом признаны утратившими силу:
- приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
- приказ Роструда от 11.04.2018 № 201 «О внесении изменений в приказ Роструда от 10 ноября 2017 года № 655»;
- приказ Роструда от 03.08.2020 № 153 «О внесении изменений в приказ Роструда от 10 ноября 2017 года № 655».
Как и старые, новые проверочные листы представляют собой список контрольных вопросов, которые позволяют государственному инспектору труда проверить выполнение работодателем обязательных требований трудового законодательства и сделать вывод о соблюдении или несоблюдении этих требований. Каждый проверочный лист содержит вопросы по определенной тематике трудового законодательства или вопросы по соблюдению трудового законодательства в организациях или на предприятиях определенной сферы деятельности.
Список проверочных листов для проверки трудового законодательства и охраны труда
Номер приложения/ проверочного листа |
Что проверяется |
1. |
порядок оформления приема на работу |
2. |
содержание трудовых договоров, согласно |
3. |
порядок и условия изменения трудового договора |
4. |
порядок прекращения трудового договора |
5. |
порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также формирования сведений о трудовой деятельности |
6. |
установление режима и продолжительности рабочего времени |
7. |
предоставление времени отдыха |
8. |
соблюдение общих требований по установлению и выплате заработной платы |
9. |
организация труда несовершеннолетних |
10. |
организация труда иностранных работников |
11. |
организация труда инвалидов |
12. |
организация труда женщин и лиц с семейными обязанностями |
13. |
организация труда лиц, работающих на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к нему, согласно |
14. |
порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников |
15. |
правомерность и порядок удержаний из заработной платы |
16. |
порядок и условия привлечения к работе за пределами рабочего времени |
17. |
организация расследования и учета несчастных случаев на производстве |
18. |
проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, обязательных предсменных и послесменных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров |
19. |
проведение СОУТ |
20. |
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях |
21. |
организация обучения по охране труда |
22. |
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты |
23. |
наличие и функционирование СУОТ |
24. |
соответствие требованиям охраны труда условий труда каждого рабочего места |
25. |
организация труда дистанционных работников |
26. |
соблюдение гарантий медицинских работников |
27. |
соблюдение гарантий работников, занятых у физических лиц – индивидуальных предпринимателей |
28. |
соблюдения гарантий творческих работников |
29. |
соблюдения гарантий спортсменов и тренеров |
30. |
организация труда лиц, занятых на подземных работах, в том числе в организациях угольной промышленности, и предоставлению гарантий и компенсаций указанной категории работников |
31. |
организация труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда |
32. |
организация профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров |
33. |
соблюдения требований по порядку оформления материальной ответственности |
34. |
порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности |
35. |
проведение СОУТ экспертными организациями |
36. |
морские и речные порты |
37. |
предприятия целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности |
38. |
предприятия по производству отдельных видов пищевой продукции |
39. |
производство дорожных строительных и ремонтно-строительных работ |
40. |
медицинские организации |
41. |
организация водолазных работ |
42. |
эксплуатация объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установки |
43. |
эксплуатация электроустановок |
44. |
подразделения пожарной охраны |
45. |
предприятия по обработке металлов |
46. |
работы в ограниченных и замкнутых пространствах, |
47. |
выполнение окрасочных работ |
48. |
работы по нанесению металлопокрытий |
49. |
предприятия по добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов |
50. |
предприятия легкой промышленности |
51. |
предприятия автомобильного транспорта |
52. |
работы с инструментом и приспособлениями |
53. |
использование промышленного транспорта |
54. |
сельскохозяйственные работы |
55. |
объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта |
56. |
работы при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования |
57. |
проведение погрузочно-разгрузочных работ и размещение грузов |
58. |
охранные предприятия |
59. |
работы в строительстве, реконструкции и ремонте |
60. |
предприятия по производству цемента |
61. |
организацию электросварочных и газосварочных работ |
62. |
предприятия городского электрического транспорта |
63. |
предприятия ЖКХ |
64. |
организация работ в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ |
65. |
метрополитен |
66. |
предприятия хранения, транспортирования и реализации нефтепродуктов |
67. |
полиграфические предприятия |
68. |
организации грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте |
69. |
театры, концертные залы, цирки, зоотеатры, зоопарки и океанариумы |
70. |
прачки и химчистки |
71. |
организации по производству строительных материалов |
72. |
выполнение работ в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов |
73. |
организацию работ на высоте |
74. |
выполнение работ на объектах связи |
75. |
выполнение работ на морских судах и судах внутреннего водного транспорта |
76. |
соблюдение требований к предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную |
77. |
порядок разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем |
78. |
соблюдение условий отраслевых (межотраслевых) соглашений |
Листы 1–25, 32–35 и 76–78 будут использоваться при плановых проверках Государственной инспекции труда в отношении большей части проверяемых организаций.
Листы 26–31 будут использоваться при проверке соблюдения гарантий трудового законодательства для отдельных категорий работников, например, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Листы 36–75 будут использоваться при наличии у работодателя соответствующего вида экономической деятельности по данным Федеральной налоговой службы, объектов недвижимости и оборудования, на которых осуществляется данный вид работ, профессий и должностей в штатном расписании, выполняющих данный вид работ, содержат вопросы по соблюдению требований охраны труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1844 в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ были утверждены требования по разработке и применению форм проверочных листов (чек-листов). Постановлением установлено, что проверочные листы в обязательном порядке применяются при таких видах плановых контрольных (надзорных) мероприятий, как:
- рейдовый осмотр (см. ст. 71 Федерального закона № 248-ФЗ);
- выездная проверка (см. ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ).
Законопроекты
Хотят строже наказывать за нарушение правил охраны труда и неисполнение коллективного договора
За несоблюдение требований охраны труда Минтруд предлагает в качестве альтернативного наказания установить, в частности, для юрлица возможность приостановить его деятельность на срок до 90 суток. Сейчас за подобное нарушение организации грозит предупреждение или штраф от 50 тыс. до 80 тыс. руб. Его размер не изменят.
Планируют увеличить штрафы для тех, кто не выполняет обязательства по коллективному договору или соглашению. Юрлицо заплатит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Сейчас штрафы в 10 раз ниже. За повторное нарушение введут штраф от 50 тыс. до 70 тыс. руб.
Отдельные составы появятся для работодателей (их представителей), которые нарушают либо не выполняют установленные в коллективном договоре (соглашении) обязательства по вопросам условий и охраны труда. Предлагают предупреждать или штрафовать должностных лиц на сумму от 2 тыс. до 5 тыс. руб., юрлиц — от 50 тыс. до 80 тыс. руб. Предусмотрят штрафы и за повторное нарушение, а также возможность дисквалифицировать должностное лицо на срок от года до 3 лет.
Минтруд подготовил поправки к ПОТ при эксплуатации электроустановок
Минтруд опубликовал проект с поправками правил по охране труда при эксплуатации электроустановок.
В проекте продублировали порядок присвоения группы по электробезопасности, которые указаны в правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики. Но есть изменения. Так, в ПОТ планируют установить количество работников, которые могут проводить работы в электроустановках по нарядам-допускам. Таких сотрудников должно быть не менее двух. В это число входит производитель работ. То есть, чтобы проводить работы по нарядам-допускам, нужен исполнитель и производитель работ.
Также в проекте изменили требования к работникам, которые проводят единоличный осмотр электроустановок. Проводить осмотр будут сотрудники только с IV или V группой по электробезопасности. В действующих правилах работники осматривают установки при наличии группы и обязанностей, например, по организации технического и оперативного обслуживания (п. 3.4 приказа Минтруда от 15.12.2020 № 903н).
Источник: проект Минтруда от 19.01.2022
Разъяснения официальных ведомств
Если дистанционный работник дома вывихнул плечо, работодатель должен расследовать эту травму
Источник: Письмо Роструда № ПГ/03162-6-1 от 21.02.2022
В ТК не установлен особый порядок признания травмы несчастным случаем на производстве для дистанционщиков. А значит, действуют общие нормы.
В документе разобрали ситуацию, когда сотрудник дома получил вывих и растяжение связок плечевого сустава. Это произошло при установке оборудования, которое предоставил работодатель. При этом рабочий день четко не ограничен временными рамками. Работа сдельная и нельзя сказать, в рабочее время человек травмировался или в нерабочее.
По закону № 125-ФЗ, несчастный случай на производстве — это когда сотрудник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору:
- на территории работодателя;
- за пределами территории работодателя;
- по пути на работу или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.
Работодатель обязан обеспечить расследование и учет таких несчастных случаев.
Вопрос-ответ
Что делать, если работник отказывается ставить подпись в журнале инструктажа, гардеробщице провели первичный инструктаж. Работница не согласилась с одним пунктом в инструкции по охране труда и отказалась расписываться в журнале регистрации инструктажей. Что предпринять руководству организации?
Требование инструкции по охране труда не должно противоречить действующему законодательству. Разъясните работнику, на основании какого нормативно-правового акта написали спорный пункт в инструкции и почему его необходимо соблюдать. В случае если работник не поставил подпись в журнале учета инструктажей, руководство не вправе допускать его к работе. Зафиксируйте отказ сотрудника от подписи в акте, а ответственное лицо и свидетели в нем распишутся.
За невыполнение требований охраны труда работодатель имеет право объявить работнику дисциплинарное взыскание и повторно предложить ему пройти инструктаж и поставить подпись в журнале. При несогласии такого работника можно уволить, но только если он уже получал в этом году замечание или выговор (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
Обязательно ли с марта повышение квалификации по пожарной безопасности для гендиректора? Или ему достаточно провести инструктаж с практической частью и проверку знаний?
Повышать квалификацию гендиректору необязательно, если компания не является эксплуатирующей и управляющей организацией, которая ведет деятельность по обеспечению пожарной безопасности (ПБ). Если компания ведет такую деятельность и в ней не назначили ответственного за ПБ, гендиректор обязан пройти обучение (подп. «б» п. 1 приложения 3 к приказу МЧС от 18.11.2021 № 806). Программа обучения с марта должна соответствовать приложению 2 к приказу МЧС от 05.09.2021 № 596.
К эксплуатирующим и управляющим организациям относят компании, привлеченные собственниками по договору для эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и сооружений. Например, это компании, которые управляют многоквартирными жилыми домами. Строительные организации и предприятия, которые монтируют, ремонтируют и обслуживают системы противопожарной защиты, эксплуатирующими и управляющими организациями не являются (п. 20 письма МЧС от 22.12.2021 № ИВ-19-1999).
Можно ли работникам подрядной организации назначить компенсацию за вредность без спецоценки, если они работают у заказчика на рабочих местах с вредным классом условий труда?
Нет, нельзя. Компенсации за вредность назначают в том случае, если по итогам спецоценки на рабочих местах установили вредный или опасный класс условий труда (подп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Чтобы назначить работникам подрядной организации компенсации, непосредственный работодатель должен провести спецоценку на рабочих местах своих работников (ст. 212 ТК РФ). То есть спецоценку проводит тот, с кем у сотрудников заключен трудовой договор. В этом случае использовать результаты спецоценки сторонней организации нельзя.
Допускается ли с сентября 2022 года освободить от обучения офисных работников, которые относятся к категории руководителей и специалистов, если они не входят в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда и не проводят инструктаж по охране труда? Указанные сотрудники работают только за ПК и по результатам СОУТ и ОПР опасности не идентифицированы.
Да, допускается освободить офисных сотрудников от обучения по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
Они должны быть обучены по программе, которая указана в подпункте «а» пункта 46 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464 (далее — Правила № 2464).
Если трудовая деятельность отдельных категорий работников, указанных в подпункте «в» пункта 53 Правил № 2464, связана с опасностями, источниками которых являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми, обучение по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 Правил № 2464, по решению работодателя может не проводиться. Также может не проводиться обучение по этой программе обучения требованиям охраны труда руководителей (заместителей руководителей) работников, указанных в подпункте «б» пункта 53 Правил № 2464. При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда (п. 54 Правил № 2464).
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.