Изменения законодательства
Утвержден план мероприятий государственной политики в области промышленной безопасности
Документ: Распоряжение Правительства от 17.09.2018 № 1952-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»
План начал действовать: с 17 сентября 2018 года.
План включает в себя мероприятия по последовательному снижению риска аварий на опасных производственных объектах (ОПО), по совершенствованию подходов и методов государственного регулирования в области промышленной безопасности (ПБ) с учетом современных требований и условий. В числе таких мероприятий, в частности:
- утверждение федеральных норм и правил в области ПБ;
- внесение изменений в нормативные акты с учетом развития технологий и в целях устранения избыточных и дублирующих обязательных требований;
- внедрение системы дистанционного контроля ПБ и создание системы государственного мониторинга в области ПБ;
- разработка и утверждение типовых дополнительных программ повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки;
- развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие контрольно-надзорных органов с организациями, эксплуатирующими ОПО, в целях обеспечения безопасности таких объектов;
- подготовка актов, предусматривающих повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
- подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности ОПО» и отдельные законодательные акты в части совершенствования правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности и пр.
Предприятия обязали получать лицензии для перевозки собственных работников
Документ: Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Подписан и опубликован федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Проект был внесен в Госдуму Правительством более года назад. В первоначальном варианте предлагалось обязать получать лицензии абсолютно всех перевозчиков, с автобусами, оборудованным для перевозок более восьми человек. Даже если перевозка осуществляется для внутренних нужд организации. Однако в процессе прохождения документа в Госдуме, текст был изменен и в окончательном варианте закона нет исключения для автобусов, перевозящих менее восьми человек.
Таким образом, если организация имеет свои автобусы и даже микроавтобусы, для перевозки своих работников, она обязана получить лицензию. Исключения сделаны только для полиции, скорой помощи, пожарной службы и т.п. На получение лицензии дается время - 240 дней с даты публикации закона. По истечении их перевозка пассажиров без лицензии не допускается.
Законопроекты
В Госдуме хотят вернуть на предприятия производственную медицину
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов предложил возродить на предприятиях производственную медицину и вернуть на производства цеховых врачей, которые занимаются профилактикой профзаболеваний. По словам Дмитрия Морозова, работодателю выгоднее проводить регулярную диагностику своих сотрудников и своевременно лечить их, чем доводить до потери трудоспособности или инвалидности.
В настоящее время обязаны создать здравпункт на предприятии:
- автотранспортные организации;
- морские и речные порты;
- нефтеперерабатывающие производства.
Остальным предприятиям достаточно организовать помещения для оказания медицинской помощи. Создавать здравпункты и вводить в штат должности медицинских работников такие предприятия вправе, но не обязаны.
Источник: Госдума
Вопрос-ответ
Кто должен разрабатывать инструкции по охране труда?
На нашем предприятии возник конфликт из-за разработки инструкций по охране труда в структурных подразделениях. Я приказом назначила ответственными за разработку инструкций руководителей подразделений. Но они категорически отказываются, и юрист нашего предприятия настаивает на том, что разрабатывать эти инструкции должен специалист по охране труда.
Я сослалась на п. 3.1.2 профстандарта № 524н, где четко написано: оказание методический помощи, но не разработка. А юрист ссылается на п. 3.1.1 профстандарта — обеспечение наличия, хранения и доступа к нормативным правовым актам. В понятии юриста эта фраза означает, что специалист обязан разрабатывать инструкции, так как должен обеспечить их наличие. Подскажите, может есть какой-то документ, который разрешит этот конфликт?
Ссылка юриста на пункт 3.1.1 профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» некорректна. В этом пункте речь идет о нормативных правовых актах: законах, постановлениях, приказах Минтруда, правилах по охране труда, ФНП и т. п., которые прошли регистрацию в Минюсте и опубликованы в установленном законом порядке.
Инструкции по охране труда не являются нормативными правовыми актами, это локальные акты.
Мнение юриста, что фраза «обеспечение наличия, хранения и доступа к нормативным правовым актам» означает, что специалист по охране труда обязан разрабатывать инструкции по охране труда, несколько странно. Получается, что специалист обязан разрабатывать нормативные правовые акты по охране труда, наличие которых он обязан обеспечить. Таким правом и обязанностью специалист по охране труда не наделен.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Всю техническую и эксплуатационную документацию на оборудование и техпроцессы в структурном подразделении досконально знают руководители подразделений, а не специалист по охране труда.
За безопасную работу сотрудников отвечает должностное лицо, которое проводит первичные, повторные инструктажи на рабочих местах с данными работниками, то есть руководители служб, в чьем подчинении находятся работники. Именно они должны разрабатывать инструкции по охране труда для работников своих подразделений и, соответственно, программы инструктажей и обучения.
В каждой организации должно быть разработано и утверждено свое Положение о системе управления охраной труда (приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Опираясь на обязанности службы ОТ или специалиста по охране труда, изложенные в разделе IV «Обеспечение функционирования СУОТ», на него никак нельзя возложить разработку инструкций и программ.
Специалист по охране труда может участвовать в разработке инструкций и программ, организовывать, координировать и контролировать разработку этих документов, но разрабатывать инструкции и программы обучения — это задача руководителей структурных подразделений.
Чтобы не возникало споров и разногласий, закрепите обязанности по разработке инструкций и программ обучения в должностных инструкциях руководителей подразделений и в Положении о СУОТ.
Нужно ли проводить периодическое обучение по охране труда с рабочими, если у них оптимальные и допустимые условия труда?
Нужно, если это устанавливают отраслевые правила или локальные акты предприятия. Для рабочих, которые не заняты на вредных и опасных работах, проводят повторные инструктажи не реже 1 раза в 6 месяцев и ежегодное обучение по оказанию первой помощи пострадавшим. Периодичность обучения и проверки знаний по охране труда для таких рабочих работодатель определяет самостоятельно в соответствии с отраслевыми правилами (пп. 2.1.5, 2.2.3, 2.2.4 Порядка № 1/29).
В каком случае необходимо оформлять наряд-допуск на высотные работы
Работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить перечень работ на высоте, которые выполняют с оформлением наряда-допуска, с обязательным включением в него помимо работ, указанных в пункте 11 Правил по охране труда при работе на высоте (утв. приказом Минтруда от 28.03.2014 № 155н; далее — Правила), работы на нестационарных рабочих местах.
Нестационарные рабочие места — рабочие места с меняющимися по высоте рабочими зонами (п. 17 Правил).
Пункт 11 Правил включает следующие работы:
- работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более;
- работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.
На эти работы в обязательном порядке выписывают наряд-допуск. На все остальные работы — по усмотрению работодателя.
У вас стационарное рабочее место, то есть по этому основанию оформлять наряд-допуск не требуется. Если вы решите в целях повышения мер безопасности оформлять наряд-допуск, то надо учитывать положения ПОТ РО 14000-005-98.
Наряд-допуск, если в работе участвуют работники двух подразделений (у вас платформа эксплуатируется одним подразделением, а работы на данной платформе осуществляют работники другого подразделения), должен выдаваться главным инженером (техническим директором) организации или по его распоряжению его заместителями или главными специалистами организации (п. 2.1 ПОТ РО 14000-005-98).
Акт-допуск в том случае, если работы на данной платформе осуществляют работники другой службы вашего же предприятия в обязательном порядке, не требуется. Чтобы разграничить сферы ответственности должностных лиц разных подразделений, оформите приказ о допуске работников одного подразделения к работе на оборудовании другого подразделения.
Проводят ли повторную стажировку электрика при перезаключении срочного трудового договора?
Да, проводят. Это указано в статье 225 ТК и Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6. Можно сократить продолжительность стажировки, но не меньше минимально установленного количества смен. Для электриков — это две смены.
Вправе ли компания с численностью персонала 180 человек ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда на 0,5 ставки?
Если в штате работодателя более 50 человек, то введение в штатное расписание должности специалиста по охране труда на 0,5 ставки несет в себе риск привлечения к административной ответственности.
Каждый работодатель, который осуществляет производственную деятельность и численность работников у которого превышает 50 человек, создает службу охраны труда или вводит в штат должность специалиста по охране труда (ст. 217 ТК).
Структура службы охраны труда в организации и численность ее работников определяются работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (постановления Минтруда от 08.02.2000 № 14, от 22.01.2001 № 10) (далее — Межотраслевые нормативы).
В одном из дел ГИТ оштрафовала компанию на 60 тыс. руб. В штатном расписании из 156 штатных единиц не было должности специалиста по охране труда, в нем было предусмотрено только 0,25 ставки специалиста по охране труда.
Суд встал на сторону ГИТ. Он отметил, что особенности характера трудовой деятельности специалиста по охране труда, а также значение соответствующего вида деятельности для всего штата работников не позволяют принимать на такую должность работника на неполную ставку (решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28.06.2017 по делу № 12–283/2017).
При этом в судебной практике имеется и другая позиция, согласно которой максимальный или минимальный объем ставки специалиста по охране труда ни ТК, ни Межотраслевыми нормативами, которые носят рекомендательный характер, не ограничен (решение Липецкого областного суда от 13.08.2015 по делу № 21–107/2015).
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.