Срок командировки при проезде на служебном транспорте подтвердит любой первичный документ
Документ: Письмо Минфина России от 29.04.2015 N 03-03-06/1/24840
Первичные документы должны свидетельствовать о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно, а также быть оформлены в соответствии с законодательством РФ о бухучете. Разъяснение финансового ведомства дано в целях расчета налога на прибыль.
Стипендии стажерам можно учесть в расходах
Документ: Письмо Минфина России от 26.03.2015 N 03-03-06/1/16621
Минфин разъяснил, что для этого необходимо заключить с ними ученические договоры, а затем трудовые. Тем компаниям, которые планируют принимать на лето практикантов, важно понимать, не возникнет ли у них налоговых рисков в связи с оплатой их практики. Все будет зависеть от того, как оформлены их отношения и рассчитывает ли работодатель брать их в штат. В письме от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621 ведомство разъяснило, что поскольку соискатели – учащиеся не являются сотрудниками организации-работодателя на основании трудовых договоров, то затраты на выплату им стипендий и оплату практических занятий не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда. В то же время расходы на выплату им стипендий могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, как прочие расходы, связанные с производством и реализацией ( подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но это, естественно, возможно при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Это означает, что произведенные расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными) и подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. А вот оснований для того, чтобы учесть эти суммы в расходах организации на выплату стипендий учащимся, не принятым в штат организации-работодателя по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли, по мнению ведомства, нет.
Изменится срок перечисления удержанного НДФЛ
Документ: Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ ""О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах""
Вступит в силу: с 01 января 2016 г.
По общему правилу налоговые агенты с 1 января 2016 г. обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее даты, следующей за днем, когда физлицу выплачен доход. Такая норма закреплена в новой редакции п. 6 ст. 226 НК РФ.
Напомним, что в соответствии с действующей редакцией указанного пункта суммы НДФЛ должны быть перечислены в бюджет не позднее дня фактического получения налоговым агентом в банке наличных денежных средств, предназначенных для выплаты дохода, или даты перечисления дохода со счетов налогового агента в банке на счета физлица (по его поручению на счета третьих лиц). В иных случаях для доходов, в частности, в денежной форме суммы налога перечисляются в бюджет не позднее даты, следующей за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
Кроме того, в п. 6 ст. 226 НК РФ с 1 января 2016 г. будут установлены специальные положения, касающиеся отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком): удержанный с них НДФЛ необходимо будет перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.
Сейчас вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, является спорным. При этом и компетентные органы, и суды (в том числе Президиум ВАС РФ) сходятся во мнении, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц).
У налоговых агентов появится обязанность ежеквартально представлять в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ. Соответствующие изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ (далее - Закон), в полной мере вступят в силу с 1 января 2016 г.
В указанном расчете необходимо отражать обобщенную информацию обо всех физлицах, получивших доход от налогового агента (его обособленного подразделения), в том числе данные о выплаченных доходах, предоставленных вычетах, исчисленных и удержанных суммах налога (п. 1 ст. 80 НК РФ в редакции Закона).
По общему правилу расчет представляется в электронной форме. Однако если численность физлиц, получивших доход за год, составляет менее 25 человек, можно подать названный документ на бумажном носителе (п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции Закона). Аналогичные правила введены для сведений о доходах физлиц и налогах, которые были исчислены с таких сумм, удержаны и перечислены в бюджет (п. 2 ст. 230 НК РФ в редакции Закона). Следует отметить, что предусмотренная сейчас в п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность подачи этих данных по итогам налогового периода не отменена. Напомним, указанные сведения налоговый агент представляет по каждому физлицу, которому он выплачивал доходы.
За непредставление расчета в надлежащий срок введен штраф в размере 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для подачи данного документа (п. 1.2 ст. 126 НК РФ в редакции Закона). Если после истечения срока подачи расчета прошло более 10 дней, операции налогового агента по его счетам в банке и переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены (п. 3.2 ст. 76 НК РФ в редакции Закона).
Меры ответственности за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения, а также основания для освобождения от нее закреплены в новой ст. 126.1 НК РФ.
Судебные решения
Затраты на медосмотры работников-вредников уменьшают налог на прибыль
Документ: постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.01.2015 № Ф10-4695/2014
Работодатель обязан проводить медосмотры работников, занятых на работах во вредных условиях труда. Поэтому затраты на медосмотры являются расходами компании, которые можно учесть при исчислении базы налога на прибыль.
Директор компании организовал прохождение медосмотров работников, занятых на работах во вредных условиях труда. При этом он отнес затраты на медосмотры к расходам на оплату труда и уменьшил базу для исчисления налога на прибыль. Впоследствии налоговые инспекторы посчитали это нарушением и обязали компанию доначислить налог. В итоге дело дошло до суда, который отменил решение налоговых инспекторов, разъяснив следующее. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и на лечение профзаболеваний работников, занятых на работах во вредных условиях, относятся к прочим производственным расходам (п. 7 ч. 1 ст. 264 НК РФ). При этом обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в компании установлены ст. 212 ТК РФ. Так, любой работодатель обязан за счет собственных средств организовывать проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических, внеочередных) трудящихся у него работников. Такие медосмотры организуются, в частности, для работников вредных производств (ст. 213 ТК РФ). Поэтому работодатель правомерно учел затраты на медосмотры работников в расходах при исчислении базы налога на прибыль.
Вопрос-ответ
Вопрос: О налогообложении НДФЛ возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников с разъездным характером работы; о подтверждении фактического срока пребывания работника в командировке в случае проезда к месту командировки и обратно на служебном транспорте.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2015 г. N 03-03-06/1/24840
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, в том числе расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 ""Об особенностях направления работников в служебные командировки"" установлено, что работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Таким образом, в случае проезда работника к месту командирования и обратно к месту работы на служебном транспорте, учитывая, что перечень оправдательных документов не закрыт, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке, по мнению Департамента, могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно.
Одновременно сообщаем, что Минтруд России готовит проект постановления Правительства Российской Федерации ""О внесении изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 ""Об особенностях направления работников в служебные командировки"".
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
Вопрос: Об освобождении от НДФЛ сумм компенсации расходов работника, связанных с использованием личного имущества в служебных целях.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2015 г. N 03-04-06/22274
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения организацией расходов ее работника, связанных с использованием личного имущества, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Поскольку глава 23 ""Налог на доходы физических лиц"" Кодекса не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядок их установления, то для целей применения пункта 3 статьи 217 Кодекса следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Таким образом, освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора.
При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.
Статья
Главбух без высшего образования: нонсенс или норма
- Можно ли работать главбухом без диплома.
- Каким компаниям обязательно нужен главбух с высшим образованием.
Главный бухгалтер, безусловно, важная и ответственная должность. Большинство компаний принимают на эту работу кандидатов с высшим экономическим образованием. Вместе с тем судебная практика дает повод усомниться в необходимости диплома.
Высшее образование строго обязательно
Основной нормативный акт в сфере бухучета - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ ""О бухгалтерском учете"" (далее - Закон о бухучете).
В Законе о бухучете есть требования к квалификации для главных бухгалтеров. Но они касаются не всех поголовно, а только главных бухгалтеров некоторых видов организаций (ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете):
- открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
- страховых организаций;
- негосударственных пенсионных фондов;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
- государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений.
Кого можно принять на должность главбуха в эти организации?
Особые требования к особым главным бухгалтерам
Главбух перечисленных выше организаций должен иметь (ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете):
- высшее образование;
- специальный стаж работы.
В стаж войдут периоды работы бухгалтером, аудитором.
Минимальная продолжительность периодов такой работы зависит от наличия диплома о высшем образовании в области бухгалтерского учета и аудита:
- три из последних пяти календарных лет - если есть высшее образование;
- пять лет из последних семи календарных лет - если высшего образования нет.
У главного бухгалтера не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Такие преступления перечислены в разд. VIII Уголовного кодекса РФ. К ним относятся: кража, мошенничество, присвоение, растрата и т.п.
К главным бухгалтерам других компаний таких жестких требований Закон о бухучете не предъявляет. Но они могут быть установлены в отраслевых федеральных законах (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).
Примечание. Требования к главбухам в отраслевых законах
Например, главбух банка должен иметь (ст. 60 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ):
- высшее юридическое или экономическое образование;
- опыт руководства отделом банковских операций.
Главбух страхового брокера должен иметь (п. 2 ст. 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4-015-1):
- высшее образование;
- стаж работы в бухгалтерии или ином финансовом подразделении страховой компании не менее двух лет.
Квалификационный справочник
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Квалификационный справочник). В нем установлены следующие требования к главному бухгалтеру:
- высшее профессиональное (экономическое) образование;
- стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.
Также в Квалификационном справочнике написано, что обязан делать и что должен знать главбух, какими навыками и умениями он должен владеть. Список этих требований довольно объемный. Не всякий претендент им соответствует. Что же, из-за этого компания не имеет права взять его на работу? Это не так.
Дело в том, что Квалификационный справочник - это рекомендательный документ. Так сказано в его преамбуле.
Руководитель компании вправе проигнорировать этот документ.
Позиция Верховного Суда РФ
Еще со времен СССР применяется Положение о главных бухгалтерах, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 N 59. В нем также установлены требования к квалификации главного бухгалтера. В частности, требование о высшем специальном образовании (п. 5 Положения о главных бухгалтерах).
Судьи Верховного Суда РФ сочли, что данная норма противоречит законодательству. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ""Об образовании в Российской Федерации"" даже не содержит такого понятия, как высшее специальное образование.
Пункт 5 Положения о главных бухгалтерах признан недействующим (Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2014 N АКПИ14-965). Для главных бухгалтеров ""обычных"" компаний наличие высшего специального (например, экономического) образования не является обязательным.
Теперь диплом о высшем образовании у будущего главного бухгалтера могут потребовать только при трудоустройстве в организации, указанные:
- в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете;
- отраслевых федеральных законах.
И.Г.Григорьев
Эксперт по трудовому праву
"Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.