19 лет мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства

Корзина

Корзина
Вы еще ничего не выбрали
Корзина
Всего товаров: 0 шт., на сумму: 0 руб.

Правовая защита

Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.

8(800)707-99-00
info@otrude.ru

Обзор судебной практики по налоговым спорам за март 2014 года

" Президентом РФ был подписан закон, изменяющий статус ряда плательщиков УСН и ЕНВД и возлагающий на них дополнительные налоговые обязанности.
Теперь при применении упрощенной системы налогообложения организации, применяющие данные налоговые режимы, не освобождаются от уплаты налога на имущество. Это касается тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не среднегодовая стоимость. Сейчас кадастровой стоимости недвижимых объектов база по налогу на имущество равна для административно-деловых и торговых комплексов, помещений в них, нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения таких объектов, а также недвижимости иностранных организаций, не относящейся к их постоянным представительствам.
Акт вышестоящего налогового органа не может нарушать права налогоплательщика.
На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Волго-Вятского округа, подтвердив, что суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа, не усмотревшего оснований для отмены ранее принятого решения инспекции. В Постановлении № А29-11235/2012 от 24.03.2014 суд отметил, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение. Таким образом, принятое вышестоящим налоговым органом решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика само по себе не нарушает прав налогоплательщика, так как не уменьшает объем его прав и не устанавливает для него новые обязанности. В этом случае права налогоплательщика затронуты актом нижестоящего налогового органа, так как именно этот акт возлагает на налогоплательщика определенные обязанности. Суды установили, что в рассматриваемом случае решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято инспекцией. По результатам рассмотрения жалобы общества управление не усмотрело оснований для отмены или изменения решения инспекции. Решение управления не изменило правовой статус решения нижестоящего налогового органа и не нарушило права и законные интересы общества.
Требование об уплате задолженности по НДФЛ удовлетворяется в четвертую очередь.
К такому выводу пришел ФАС Дальневосточного округа, признав несостоятельным довод о наличии у банка обязанности по исполнению инкассовых поручений налогового органа о списании НДФЛ со счета должника в приоритетном порядке в рамках третьей очереди. В Постановлении № Ф03-6901/2013 от 31.03.2014 ФАС указал, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика. Законом закреплена обязанность банка исполнить поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента не позднее одного операционного дня с рублевого счета, но при условии соблюдения порядка очередности платежей. Так, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего.
Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц. В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника. В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам. Таким образом, требование о взыскании не перечисленной должником суммы удержанного им налога на доходы физических лиц подлежит удовлетворению в четвертую очередь. Очередность удовлетворения требований, относящихся к одной очереди, определяется на основании даты поступления в банк расчетного документа. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отнесении требования об уплате задолженности по НДФЛ, начисленного по результатам выездной проверки, к третьей очереди суд кассационной инстанции признает неправильным.
В целях получения налоговой выгоды налогоплательщик обязан оценивать добросовестность своих контрагентов.
Об этом заявил ФАС Дальневосточного округа, пояснив, что для проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов налогоплательщику не достаточно оценить условия сделок и их коммерческую привлекательность. В Постановлении № Ф03-544/2014 от 31.03.2014 ФАС отметил, что спорные контрагенты не представляют документы по требованию налогового органа, исчисляют в бюджет минимальные суммы налогов, не обладают необходимыми условиями для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала. Также они не имеют основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, основных и оборотных активов, не имеют работников для осуществления деятельности. По условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что, исходя из условий заключения и исполнения договоров, оно не могло знать о том, что соответствующая сделка заключается от имени организации, не осуществляющей реальной предпринимательской деятельности и не исполняющей ввиду этого налоговых обязанностей. Поскольку возможность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость носит заявительный характер, документальный учет затрат осуществляет налогоплательщик, то именно на него возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность вычетов и заявленных расходов, в том числе путем представления соответствующих документов. Совокупность указанных выше обстоятельств позволила судам сделать обоснованный вывод о не подтверждении обществом реального исполнения заявленных хозяйственных операций, а, следовательно, не подтверждении правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Изменение кадастровой стоимости участка не влечет изменения обязанностей налогоплательщика за предыдущий период.
На данное обстоятельство указал ФАС Поволжского округа, пояснив, что новая кадастровая стоимость участков подлежит применению в целях налогообложения лишь, начиная с нового налогового периода. В Постановлении № А65-6661/2013 от 31.03.2014 суд сообщил, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной. При этом установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, новые результаты кадастровой оценки земель подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода.
Деятельность по передаче транспортных средств в аренду не подпадает под ЕНВД.
Об этом заявил ФАС Дальневосточного округа, подтвердив вывод о неправомерном применении предпринимателем ЕНВД, поскольку предприниматель фактически осуществлял деятельность по передаче транспортных средств в аренду, подпадающую под общую систему налогообложения. В Постановлении № Ф03-7213/2013 от 26.03.2014 ФАС отметил, что на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами. Данные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования. К транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. При этом в данном случае применение спецрежима допускается независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.
При этом на уплату ЕНВД не переводится предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Система налогообложения в виде ЕНВД, применяется в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Суды пришли к выводу о том, что предпринимателем не представлены доказательства оказания услуг по перевозке грузов. Фактически предприниматель оказывал услуги по передаче во временное владение и пользование за плату автотранспорта, при оказании которых система ЕНВД не применяется и соответственно не подлежит уплате единый налог на вмененный доход.
Неоплата стоимости патента влечет утрату права на применение ПСН.
ФАС Поволжского округа подтвердил, что если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. В Постановлении № А65-14775/2013 от 31.03.2014 ФАС указал, что налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные НК РФ. При этом предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение ПСН по основаниям, указанным в НК РФ, и о переходе на общий режим налогообложения в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение ПСН.
Предприниматель, утративший право на применение ПСН до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на ПСН поэтому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года. Следовательно, как правильно указали суды, заявитель на основании вышеназванных норм налогового законодательства в связи с неуплатой суммы патента, считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. То есть с 01.01.2013 у предпринимателя возникает обязанность по исчислению налога по общей системе налогообложения, что исключает исчисление и уплату стоимости патента с 01.01.2013 налога, предусмотренного нормами, регулирующими правоотношения по специальному режиму налогообложения. Обратное в нарушение статьи 3 НК РФ влечет двойное налогообложение (уплату стоимости патента и соответствующего налога по общей системе налогообложения), имея дискриминационный характер по отношению к налогоплательщикам, применяющими по аналогичным сделкам общую систему налогообложения, а поэтому судами правомерно отклонены доводы инспекции о правомерности доначисления оспариваемого налога.
Период учета расходов на ремонт ОС не зависит от момента их фактической оплаты.
Об этом заявил ФАС Волго-Вятского округа, указав, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В Постановлении № А82-4053/2013 от 24.03.2014 ФАС отметил, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты. Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты. Суды установили, что общество (заказчик) заключило с исполнителем договор оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель осуществлял ремонт автотранспортных средств общества. Между сторонами подписаны акты выполненных работ, согласно которым исполнителем оказаны и налогоплательщиком приняты услуги по ремонту автотехники в 2008 году. Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что расходы, связанные с ремонтом автотранспортных средств, подлежат учету в целях налогообложения в 2008 году.
Возникновение права на возврат переплаты может не совпадать с моментом фактической уплаты налога.
Об этом заявил ФАС Поволжского округа, отклонив довод о том, что моментом для исчисления начала срока для обращения в суд с заявлением о возврате переплаты является день фактической уплаты налога. В Постановлении № А12-13270/2013 от 28.03.2014 суд указал, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этим или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение 10 дней со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога. Нормы закона не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного трехлетнего срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае будут подлежать применению общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных.
Нахождение участка на праве бессрочного пользования не освобождает от уплаты земельного налога.
К такому выводу пришел ФАС Северо-Кавказского округа, подтвердив, что предприятие как лицо, имеющее в бессрочном пользовании земельный участок, обоснованно признано обязанным уплачивать с него земельный налог. Общество подало кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования полностью. Ссылается на отсутствие у него обязанности по уплате земельного налога по мотиву отсутствия статуса как его собственника, объект налогообложения находится у налогоплательщика в хозяйственном ведении. В Постановлении № А53-33208/2012 от 07.03.2014 ФАС указал, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Государственный акт о праве бессрочного пользования спорным земельным участком выдан налогоплательщику по установленной форме в период до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что свидетельствует о его действительности. Как следует из норм закона о введении в действие Земельного кодекса РФ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ ""О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"", имеют равную юридическую силу с записями в реестре. В числе плательщиков земельного налога указаны организации, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нахождение у предприятия спорного земельного участка на праве бессрочного пользования порождает возникновение у него обязанности по уплате земельного налога и представлении налоговый деклараций.
Указание недостоверных сведений в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, является основанием для отказа в регистрации.
ФАС Центрального округа признал, что указание в заявлении произвольно выбранного заявителем адреса места нахождения является достаточным основанием для признания сведений об адресе места нахождения юридического лица недостоверными, в связи с чем лист ""б"" заявления считается незаполненным. В Постановлении № А09-5307/2013 от 19.03.2014 ФАС указал, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом N 129-ФЗ. К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. При этом законом предусмотрен отказ в государственной регистрации в случае непредставления заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов. Отказывая в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в части сведений об адресе места нахождения юридического лица налоговая инспекция обоснованно сослалась на недостоверность сведений об адресе нахождения общества.
Обязанность по уплате налога не зависит от наличия, либо отсутствия дохода.
ФАС Поволжского округа пояснил, что обязанность плательщика по уплате ""вмененного"" налога возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления. В налоговой декларации отражаются расчеты и суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В Постановлении № А72-6157/2013 от 26.03.2014 ФАС указал, что индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Судами установлено, что ИП представил заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по форме 2-ЕНВД, в котором отразил, что осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве плательщика ЕНВД. В заявлении указал два вида предпринимательской деятельности: розничная торговля и розничная торговля вне магазинов. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Как правильно указано судами, в случае прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, переход на иной режим налогообложения осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. В ходе проверки и в материалы дела заявителем не представлены доказательства приостановления торговой деятельности по спорным арендованным торговым точкам, с учета в качестве плательщика ЕНВД в порядке, предусмотренном НК РФ, он не снимался. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, которым является потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога. Материалы дела свидетельствовали о том, что спорные торговые места на рынке были способны приносить налогоплательщику доход и непосредственно использоваться в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности. Только лишь факт временного неосуществления деятельности сам по себе не снимает статуса плательщика ЕНВД и не освобождает от выполнения возложенных на плательщика этого налога обязанностей.
Право на применение вычета по НДС может быть заявлено исключительно в пределах трехлетнего срока.
На данное обстоятельство обратил внимание ФАС Северо-Кавказского округа, подтвердив, что судами правомерно сделан вывод о пропуске обществом трехлетнего срока для реализации права на применение налогового вычета и возмещения налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам 2007 года - первой половины 2009 года. В Постановлении № А53-3555/2013 от 24.03.2014 ФАС отметил, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию России после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Заявление налогоплательщиком налогового вычета в более позднем периоде, чем период, в котором такое право возникло, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение вычета. Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и возмещения налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока. Налогоплательщик вправе использовать налоговый вычет в любом налоговом периоде, но в пределах трехлетнего срока.
Налогоплательщик обязан обосновать необходимость заключения сделки с конкретным контрагентом.
К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа, признав, что поскольку заявитель не обосновал необходимость заключения договора со спорным контрагентом, не представил документов, подтверждающих существование реальных хозяйственных отношений с данным контрагентом, доказательств проявления должной осмотрительности и осторожности в материалах дела не имеется. В Постановлении № А72-7000/2013 от 25.03.2014 ФАС пояснил, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, и, прежде всего, через директора как единоличного исполнительного органа юридического лица. Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку правоспособности юридического лица, но и полномочий лиц, действующих от их имени, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью.
Оценка добросовестности налогоплательщика при получении налоговых выгод предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели, то есть возможность получения налоговых выгод предполагает наличие реального осуществления хозяйственных операций. В целях подтверждения обоснованности налоговой выгоды должна быть установлена их объективная предметная взаимосвязь с фактами и результатами реальной предпринимательской и иной экономической деятельности, что служит основанием для вывода о достоверности представленных документов. В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод (в том числе через уменьшение налоговых баз включением необоснованных расходов и применением вычетов по налогу на добавленную стоимость).
В целях прекращения деятельности ИП не обязан представлять сведения о застрахованных в ПФР лицах.
ФАС Центрального округа признал ошибочным довод о наличии у ИП обязанности по представлению в налоговый орган документа, подтверждающего факт направления в орган Пенсионного фонда РФ сведений о застрахованных лицах в связи с принятием им решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В Постановлении № А68-3288/2013 от 20.03.2014 ФАС пояснил, что в процессе осуществления предпринимательской деятельности физические лица, являющиеся страхователями, ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения в отношении каждого застрахованного лица. Для страхователей (индивидуальных предпринимателей) установлена обязанность по представлению в пенсионные органы вышеназванных сведений, в случае принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Указанной нормой закона установлен и срок представления таких сведений - не позднее дня представления в налоговый орган документов для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов. При этом указанная норма закона не содержит требований о представлении заявителем в налоговый орган документа, подтверждающего факт подачи им в органы Пенсионного фонда РФ сведений о застрахованных лицах в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, при принятии страхователем решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Для принятия налоговым органом решения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должен быть подтвержден лишь факт подачи таким лицом в органы пенсионного страхования очередных ежеквартальных сведений о застрахованных лицах."