Следует обратить внимание, что в рамках п. 3 раздела I Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» результаты аттестации используются в том числе в целях установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6.04.2011 г. № 870 «Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (в контексте Решения Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570, Определении Верховного Суда РФ от 28.03.2013 № АПЛ13-102) – (далее по тексту - Постановление) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест работодатель обязан был определить следующие компенсации:
1) сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
2) не менее 7 календарных дней;
3) повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Соответственно в период до 01.01.2014 г. по результатам аттестации рабочих мест по условием труда работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиям труда работодатель обязан был согласно локальным нормативным актам установить все виду льгот и компенсаций, предусмотренных Постановлением. Отсутствие указанных видов льгот и компенсаций при наличии результатов проведенной аттестации рабочих мест является основанием для привлечения работодатель к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафных санкций составляет на юридические лица от 30 000 руб. – 50 000 руб. С учетом положений Постановления Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2014 г. № 60-АД14-12 государственная инспекция труда приобрела право штрафовать в зависимости от составов правонарушений в области охраны труда.
Согласно ст. 58.3 212-ФЗ федерального закона для плательщиков страховых взносов, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
[table]
Период,Дополнительный тариф страхового взноса
2013 год,2.0 процента
2014 год,4.0 процента
2015 год и последующие годы,6.0 процента
[/table]
Соответственно до 01.01.2014 г. работодатели при наличии у них работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», кроме определенных Постановлением льгот и компенсаций обязаны были в 2013 г. начислять 2 % дополнительного тарифа страхового взноса.
С 01.01.2014 г. согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту –421-ФЗ федеральный закон) результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными по срокам в период действия отчетных материалов по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Соответственно с 01.01.2014 г. работодатель в отношении дополнительных тарифов вправе применять, в рамках классов условий труда, определенных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, следующие данные (размеры дополнительных тарифов):
[table]
Класс условий труда,Подкласс условий труда,Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный,4,8.0 процента
Вредный,3.4,7.0 процента
-,3.3,6.0 процента
-,3.2,4.0 процента
-,3.1,2.0 процента
Допустимый,2,0.0 процента
Оптимальный,1,0.0 процента
[/table]
В связи с отменой Постановления, а также внесении изменений в ст.ст. Трудового кодекса РФ № 92, 117, 146, 147 (льготы и компенсации работникам за работу во вредных и/ опасных условия труда) назначение соответствующих льгот и компенсаций осуществляется с 01.01.2014 г. на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 15 421-ФЗ федерального закона положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Существенной сложностью для работодателя в рамках уже проведенной аттестации рабочих мест в период до 01.01.2014 г. является отсутствие назначения и фактического предоставления работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда соответствующих льгот и компенсаций, т.к. при наличии конфликтных ситуаций с работниками, наступлении несчастных случаев на указанных рабочих местах, либо проведении надзорно-контрольных мероприятий факт отсутствия предоставления указанных льгот будет выявлен. Как следствие, работодатель будет обязан произвести предоставление соответствующих льгот, а также произвести оценку условий труда в рамках требований действующего законодательства.
Следует обратить внимание, что размер ранее определенных льгот и компенсаций не может быть изменен работодателем в рамках изменений трудового законодательства без проведения мероприятий по улучшению условий труда, либо проведения специальной оценки условий труда.
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.