С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Подписывайтесь на наш телеграм канал
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Рабочие места для инвалидов

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда этой категории граждан.


В частности статьей 24 Закона №181-ФЗ предусматриваются следующие обязанности для работодателя в обеспечении занятости инвалидов:


1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;


(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)


2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;


3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.



1. Создание и выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов


Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В статье 21 Закона № 181 –ФЗ указано, что Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.


Согласно Закону Владимирской области от 09.09.2013 года № 102- ОЗ «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» Работодатели, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливаются квоту в размере трех процентов среднесписочной численности работников, Работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливаются квоту в размере двух процентов среднесписочной численности работников. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты.


Необходимо отметить, что законодательством не установлены какие-либо условия в отношении квотирования рабочих мест в зависимости от группы инвалидности.


В силу Постановления Губернатора Владимирской области от 21.11.2013 г. № 1311 «О предоставлении работодателями информации по квоте для приема на работу инвалидов» Организации до 15 числа каждого месяца обязаны направить информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.



2. Создание инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида


При приеме на работу, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.


Статьей 65 Трудового Кодекса РФ установлен перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. Данный перечень не содержит указания о необходимости представления документа, подтверждающего факт инвалидности работника.


Вместе с тем в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.


Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку, подтверждающую отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).


Можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, работник может не сообщать работодателю о наличии у него инвалидности. Если сотрудник желает воспользоваться предусмотренными для него льготами и гарантиями, он должен уведомить работодателя об инвалидности. Формы уведомления законодательством не предусмотрено, поэтому оно может быть сделано в свободной устной или письменной форме.


Работнику необходимо приложить документы, подтверждающие инвалидность работника:


- справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 №1031н);


­ индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н).


Согласно ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР инвалида - разработанныйкомплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.


В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.


Согласно положениям ст. 11 Закона №181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.


Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, представил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).


Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т.д.) имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду. В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.




3.Ответственность за нарушение законодательства о квотировании инвалидов


Административная ответственность


Ст. 5.42 КоАП РФ. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости


(в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)



1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.


2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -


влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.



Дисциплинарная ответственность


Если в должностные обязанности работника входит обязанность направление ежемесячной отчетности в центр занятости, то в случае неисполнения их работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности согласно статьям 192, 193 Трудового кодекса РФ или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверке соблюдения законодательства о квотировании.



Уголовная ответственность


Ст. 315 УК РФ. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта



Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению -


наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)



Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты.


Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.