Тема приема на работу иностранных граждан из стран ближнего зарубежья по –прежнему остается актуальной для многих работодателей. В силу достигнутых ранее договоренностей и заключенных соглашений для граждан некоторых стран упрощен порядок осуществления миграционного учета и оформления трудовых отношений. В настоящей статье даны разъяснения о порядке и условий приема на работу граждан Казахстана, Украины и Белоруссии.
1) Для граждан Украины, Казахстана и республики Беларусь предусмотрены особые правила/преимущества при трудоустройстве на территории России:
Страна | Список документов для трудоустройства | Документы, подтверждающие законность нахождения в России | Нормативные документы |
Казахстан | — разрешение на работу не требуется; — паспорт гражданина Казахстана; — трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. республика Казахстан входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.; — признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки); -страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин Казахстана ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев). |
— миграционная карта (или разрешение на временное проживание, или вид на жительство); — разрешение на временное пребывание (граждане Казахстана могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в Россию) |
— Соглашение Правительства РФ и Правительства республики Казахстан от 19.11.2010г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»; — Соглашения между Россией и Республикой Казахстан «О порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории РФ» от 7 июня 2012 г.; — статья 65 ТК РФ; — Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; -Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»; -информация коллегии ЕЭК от 09.09.2013; — Соглашение от 24.11.1998 «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях»; — Федеральный закон от 03.12.2011г.№379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»; — Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» |
Белоруссия | — разрешение на работу не требуется; — паспорт гражданина республики Беларусь; — трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. республика Беларусь входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.; — признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки); -страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин республики Беларусь ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев). |
-гражданин Республики Беларусь должен встать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда на территорию РФ; -гражданам Белоруссии миграционные карты не оформляются, документом, который подтверждает дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, служит проездной документ(билет). |
Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»; — Соглашение Правительства РФ и Правительства республики Беларусь от 19.11.2010г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»; — Федеральный закон от 03.12.2011г.№379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»; — Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования»; — Протокол от 24.01.2006г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»; — Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559. |
Украина | В зависимости от статуса иностранного гражданина: 1)для временно пребывающих — разрешение на работу; — паспорт гражданина Украины, — признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки); — трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. Украина входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.; — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в случае если гражданин Украины ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев). 2) для временно или постоянно проживающих: — разрешение на работу не требуется; — паспорт гражданина Украины; — признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки); — трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. Украина входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.; — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин Украины ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев). 3) для лиц со статусом временного убежища (беженца): — разрешение на работу не требуется; — свидетельство о присвоении статуса временного убежища (удостоверение беженца); — признаваемый в РФ документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки); — трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор с трудящимся-мигрантом заключается впервые, либо работник принимается на работу по совместительству) в настоящее время на территории России действительны 2 формы трудовых книжек: образца 1974г. и 2004г. Т.к. Украина входила в состав СССР, то гражданин может представить трудовую книжку образца 1974г.; — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (до 01.01.2015г. — в случае если гражданин Украины ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев). |
— миграционная карта (или разрешение на временное проживание, или вид на жительство); — разрешение на временное пребывание (граждане Украины могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 90 суток с даты въезда в Россию) |
— статья 65 ТК РФ; — Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; -Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»; -Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997г.; -Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (подписан 30.10.2004г.); — Федеральный закон от 03.12.2011г.№379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»; — Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования» |
2) При приеме на работу граждан Украины (со статусом беженца или временного убежища), граждан Казахстана и Белоруссии работодателю не нужно уведомлять миграционную службу и центр занятости.
3) Прием на работу граждан Украины временно пребывающих на территории России, не имеющих официального статуса беженца или временного убежища, осуществляется только при наличие у иностранного гражданина разрешения на работу. Согласно Закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» о приеме гражданина с таким статусом на работу (увольнении с работы) необходимо в обязательном порядке уведомлять миграционную службу и центр занятости.
4) Согласно Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель «…обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников…», но исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что вопрос об уведомлении территориального налогового органа трактуется в действующем законодательстве неоднозначно. Поэтому, рекомендуем уведомлять налоговую службу о приеме и увольнении иностранного работника с любым статусом.
5) При привлечении к трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства организация может быть привлечена к административной ответственности:
Вид нарушения | Наказание | Основание |
Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства), не имеющего разрешения на работу (если такое разрешение необходимо) | Для должностных лиц – штраф от 25 000 до 50 000 руб. Для организаций и предпринимателей – штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток Необходимо отметить, что штраф будет рассчитываться в отношении каждого иностранного гражданина, который был принят на работу без соответствующих разрешений |
ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
|
Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства) без разрешения на привлечение иностранных сотрудников (если такое разрешение необходимо) | Для должностных лиц – штраф от 25 000 до 50 000 руб. Для организаций и предпринимателей – штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток |
ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
|
Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства) без уведомления (с нарушением порядка и формы уведомления) регионального миграционного ведомства, службы занятости населения или налоговой инспекции (если такое уведомление необходимо) Работодатель не уведомил миграционную службу и службу занятости: – о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года; – о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками |
Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 50 000 руб. Для организаций и предпринимателей – штраф от 400 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
|
ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
|
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.