С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Обзор для специалиста по охране труда за период с 16.04.2019 по 23.04.2019 г.

Изменения законодательства

Утвердили Методические рекомендации по проверке охраны труда в организации

Документ: Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Роструд утвердил рекомендации по проверке систем управления охраной труда в организациях. Трудовые инспекции будут применять их при расследовании несчастных случаев и внеплановых проверках в связи с такими случаями. Проверка будет состоять из двух частей: проверка документов СУОТ и проверка рабочих мест.

В документе также даны указания, как заполнять пункты акта о расследовании группового, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом, а также разъяснения, как инспекторы ГИТ будут выдавать предписания и назначать штрафы.

 

Законопроекты

Для работников, которые управляют транспортом, введут новое спецобучение

публиковали проект закона Минтранса, в котором предложили разделить водителей на любителей и профессионалов.

Согласно проекту водители, которые работают по найму или в качестве ИП, должны будут проходить курсы повышения квалификации. На курсах водителей будут обучать вождению во внештатных ситуациях, вождению сочлененного и двухэтажного автобуса, обеспечению безопасности при перевозке пассажиров и грузов и т. д. По окончании курсов водитель получит свидетельство о профессии, которое будет действовать 5 лет.

Организациям запретят нанимать на работу водителей без этого свидетельства.

На водителей, у которых уже есть права, требования документа начнут действовать через четыре года со дня его официального опубликования.

Источник: проект Закона от 17.04.2019

 

Разъяснения официальных ведомств

Минтранс пояснил, как проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Документ: Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № Д3-531-ПГ «О проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров»

Текст письма:

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. № 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный № 36866) (далее - Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296(зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный № 52861) (далее - Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ № 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

В соответствии с приказом Минтранса России № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Таким образом, по мнению Департамента:

обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов;

обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Одновременно сообщаем, что при оформлении путевого листа последовательность проведения предрейсовых медицинских осмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством Российской Федерации не установлена.

 

Вопрос-ответ

Обязательно ли наличие табличек в кабинетах организации с указанием ответственных за пожарную безопасность

Нет, таких требований действующие нормативно-правовые акты не содержат.

Руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность и соблюдение ее требований на объекте (п. 4 постановления Правительства от 25.04.2012 № 390«О противопожарном режиме»).

В прежних правилах ППБ 01-03 (п. 753) было указано, что во всех производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях и у наружных сооружений должны быть вывешены:

Постановление Правительства от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» сохранило требования по наличию табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, планов эвакуации людей при пожаре, знаков безопасности «Места для курения» и т. д. Однако упоминания о табличке «Ответственный за пожарную безопасность» в этом документе уже нет.

Инспектор во время проверки уже не может оштрафовать за отсутствие указанных табличек.

 

Как поступить с личной карточкой учета выдачи СИЗ, если меняются нормы выдачи?

В случае если работнику поменяли нормы выдачи СИЗ, заведите на него новую карточку. Форма личной карточки утверждена приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н и не подразумевает указание разных норм выдачи.

Старую карточку прикрепите к новой и обеспечьте ее сохранность.

 

Можно ли удержать с работника затраты на его медосмотр. Он проработал в организации меньше недели?

Нет, нельзя.

Работодатель оплачивает все расходы на обязательный медосмотр самостоятельно (ч. 7 ст. 213 ТК). Кроме того, удержать с работника денежные средства можно только на основании статьи 137 ТК, которая не предусматривает возможность взыскания с работника затрат на медосмотр.

 

Можно ли подтвердить IV группу по электробезопасности, которую работник получил на прошлом месте работы?

Да, можно подтвердить IV группу по электробезопасности, которую работник получил на прошлом месте работы, при условии что напряжение в его удостоверении совпадает с напряжением электроустановок в организации. Если же работник обслуживал электроустановки до 1 кВ и имел IV группу, а электроустановки, с которыми он будет работать на новом месте, свыше 1 кВ, то при приеме на работу ему нельзя присвоить начальную группу выше чем III.

Это следует из пунктов 4 и 5 приложения № 1 к Правилам № 328н.

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.