С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства
Подписывайтесь на наш телеграм канал
Охрана труда не терпит невнимательного отношения к себе,
поскольку она напрямую связана со здоровьем людей.
8(800)707-99-00 Бесплатный звонок по России
Заказать звонок

Трудовые отношения и занятость населения: итоги года

Профессиональные стандарты

В целях реализации пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и по поручению Правительства Российской Федерации Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов, ведущими профессиональными ассоциациями при участии образовательных учреждений высшего профессионального образования организована разработка профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты являются одним из ключевых элементов национальной системы квалификации, увязывающим требования рынка труда с системой образования, создают условия для осуществления профессиональной подготовки работников с учетом современных требований рынка труда, проведения аттестации, оценки квалификации кадров, а также профориентации.

На уровне организаций профстандарты призваны использоваться для определения трудовых функций работников, разработки штатных расписаний, должностных инструкций, тарификации работ, разработки систем оплаты труда, планирования обучения работников, их профессиональной карьеры.

Для методического обеспечения разработки профессиональных стандартов приказами Минтруда Росси были утверждены:

Макет профессионального стандарта;
Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов;
Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов.
Был создан Экспертный совет по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, в состав которого вошли представители работодателей, профсоюзов, федеральных органов исполнительной власти, эксперты.

На основе предложений федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений работодателей, отраслевых объединений профсоюзов, ведущих профессиональных ассоциаций Минтрудом России сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики.

По состоянию на 20 декабря 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, в том числе выполненных за счет собственных средств - 52 профессиональных стандарта.

Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России согласованы 192 профстандарта, в том числе, в области автомобилестроения, сварочных работ, информационных технологий, патентоведения, атомной и космической отрасли, социальной сфере. 19 профессиональных стандартов утверждены Минтрудом России и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

В разработке профессиональных стандартов принимают активное участие крупные компании. ОАО «РЖД» в настоящее время ведется разработка 10 профессиональных стандартов, уточняется перечень профессиональных стандартов на 2014 г. Объединенной авиастроительной корпорацией запланирована разработка 8 профессиональных стандартов. Компании нефтегазовой отрасли (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и др.) запланировали разработку 32 профстандартов, из них 12 - внесено на экспертизу в Минтруд России. В электроэнергетике и угольной отрасли (Межрегиональное отраслевое объединение работодателей поставщиков энергии, Объединение работодателей электроэнергетики, Объединения работодателей угольной промышленности, Сибирской угольной энергетической компании и др.) запланирована разработка 33 профессиональных стандартов. В сфере строительства негосударственной некоммерческой организацией «НОСТРОЙ» при участии профильного министерства инициативно разрабатывается 15 профессиональных стандартов. Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО) инициативно разработал в текущем году 12 профессиональных стандартов, на 2014 год запланировано - 30 профстандартов.

Дистанционная занятость

С целью легализации занятости в Трудовой кодекс РФ внесены поправки, регулирующие дистанционную занятость. В частности, теперь работник и работодатель могут заключать трудовой договор путем обмена электронными документами.

В соответствии со статьей 312.1 Трудового кодекса РФ под дистанционной работой понимается выполнение работником определенной трудовым договором трудовой функции:

вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности);
вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.
Важным условием является использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением.

В качестве договора, который заключается в этом случае между работодателем и работником, выступает трудовой договор о дистанционной работе. Трудовой договор может быть заключен в обычном порядке (подписание договора в письменной форме в двух экземплярах), так и путем обмена электронными документами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи как работника, так и работодателя. В случае заключения договора путем обмена электронными документами, в доказательство получения документов должно быть направлено подтверждение о получении электронного документа – в срок, установленный трудовым договором.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии»

Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Его основные цели - повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда; пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса; содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям.

В 2013 году конкурс состоялся в следующих номинациях:

«Лучший машинист котельного оборудования» (г. Железноводск),
«Лучший машинист мостового крана» (г. Ульяновск),
«Лучший штукатур» (г. Саратов),
«Лучший водитель автобуса» (г. Новосибирск),
«Лучший машинист локомотива» (г. Нижний Новгород).
По инициативе Ростуризма в 2013 году включена внеконкурсная номинация «Лучший работник службы приема и размещения».

Призерам конкурса в каждой номинации выплачивается денежное поощрение: 300 тыс. рублей – занявшим первые места, 200 тыс. рублей – занявшим вторые места и 100 тыс. рублей – занявшим третьи места.

Запрет объявлений о вакансиях с указанием дискриминационных требований

С целью недопущения дискриминации на рынке труда был принят закон, согласно которому запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан – от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Введение запрета предусматривается на распространение данной информации гражданами, должностными лицами, юридическими лицами в любых формах и пределах без каких-либо исключений.

Показатели безработицы

Численность экономически активного населения в ноябре 2013 года, по данным Росстата, составила 75,48 млн. человек, в их числе 71,37 млн. человек (94,6% экономически активного населения) были заняты экономической деятельностью и 4,11 млн. человек (5,4%) не имели доходного занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).

Уровень общей безработицы по сравнению с ноябрём 2012 года увеличился на 0,2 п.п., по сравнению с октябрём 2013 года – снизился на 0,1 п.п., и составил в ноябре 2013 года 5,4% от численности экономически активного населения.

Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации по сравнению с ноябрём 2012 года снизился на 0,1 п.п. и составил на конец ноября 2013 года 1,2% от численности экономически активного населения. По сравнению с октябрём 2013 года он вырос на 0,1 п.п.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 0,9 человек на одну вакансию на конец ноября 2012 года до 0,7 человек на одну вакансию на конец ноября 2013 года.

По состоянию на 24 декабря 2013 года (по данным мониторинга Роструда) численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости, снизилась с начала года на 163,1 тыс. человек или на 15,3% и составила 901,6 тыс. человек. Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, по состоянию на 24 декабря 2013 года составило 1462,5 тыс. единиц.

Дополнительные мероприятия на рынке труда

В целях улучшения ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. № 1307 «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (с изменениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 844 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2013 года № 1307»).

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации реализуются:

во всех субъектах Российской Федерации - мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе:
опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);
стажировка выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах Российской Федерации;
профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан для получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;
стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда;
содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда;
содействие трудоустройству в других субъектах Российской Федерации граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, государственным учреждением службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр»;
в субъектах Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения, - дополнительные мероприятия, направленные на содействие занятости граждан, пострадавших от наводнения, в том числе:
организация временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению;
содействие самозанятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению;
стимулирование создания гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению;
стимулирование к объединению крестьянских (фермерских) хозяйств, пострадавших от крупномасштабного наводнения;
оказание адресной поддержки пострадавшим от крупномасштабного наводнения гражданам в связи с переездом (переселением) в другую местность для трудоустройства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 2411-р о распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (с изменениями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года № 1790-р), на реализацию вышеуказанных мероприятий в федеральном бюджете предусмотрено 3274,4 млн. рублей в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации средства распределены в полном объеме, в том числе:

792,6 млн. рублей – на реализацию мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
1083,5 млн. рублей – на реализацию дополнительных мероприятий в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском и Забайкальском краях, Курганской области);
1398,3 млн. рублей - на содействие занятости граждан в субъектах Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения (Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская и Магаданская области, Еврейская автономная область).
Уровень софинансирования реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации за счет средств субсидии из федерального бюджета соблюден во всех региональных программах.

В целом отмечаются достаточно высокие темпы реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места предусмотрены в нормативных правовых актах всех субъектов Российской Федерации. В рамках данного направления работодатели могут получить средства на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест в зависимости от группы инвалидности. В 2013 году этот размер в среднем составил 66,2 тысячи рублей, но он может варьироваться в зависимости от затрат работодателя. Принято решение по увеличению размера компенсации на оборудование (оснащение) рабочих мест для инвалидов: 69,3 тыс. рублей в 2014 году, 72,69 тыс. рублей - в 2015 год. Ежегодно, с 2013 по 2015 год, будет создано не менее 14,2 тысяч специальных рабочих мест для инвалидов.

По состоянию на 1 декабря 2013 года в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов приняли участие 12781 человек или 90,1% от запланированной численности участников мероприятия. Расходы федерального бюджета на реализацию данного мероприятия составили 724,6 млн. рублей или 91% от объема запланированных средств.

Наиболее активно мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов реализуется в Республике Мордовия, Кировской, Тюменской, Курганской, Тверской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Алтайском крае, Кабардино-Балкарской Республике.

Органы исполнительной власти г. Москвы и г. Санкт-Петербурга в связи с отсутствием потребности в субсидии из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в 2013 году, реализацию указанного мероприятия осуществляют за счет средств бюджетов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга соответственно на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В дополнительных мероприятиях, реализуемых в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском, Забайкальском краях и Курганской области), приняли участие 24415 человек или 106,7% от запланированной численности участников.

Наиболее активно дополнительные мероприятия реализуются в Республике Адыгея, Алтайском крае, Курганской области, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Марий Эл.

В результате реализации вышеуказанных мероприятий с начала текущего года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости субъектов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском, Забайкальском краях и Курганской области), уменьшилась на 66,5 тыс. человек (или на 24,4%) – с 332,2 тыс. человек на 1 января 2013 года до 267,0 тыс. человек на 1 декабря 2013 года.

Уровень регистрируемой безработицы за указанный период снизился в 14 субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.

Коэффициент напряженности на рынке труда с начала 2013 года снизился в 11 субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Наибольшее снижение коэффициента напряженности на рынке труда отмечено в Республике Ингушетия, Чеченской Республике.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения, осуществляют реализацию мероприятий по содействию занятости граждан.

Обеспечено участие граждан во временных работах по восстановлению инфраструктуры населенных пунктов и благоустройству их территории, организаций, жилья, дачных построек. Основными видами временных работ являются работы по расчистке улиц, дворовых территорий, территорий предприятий от нанесенного наводнением мусора, просушке и дезинфекции производственных помещений и жилых домов.

Кроме того, ведутся работы по восстановлению тепловодоснабжения и электроснабжения, теплоизоляции труб, прочистке наружных сетей, канализации, ремонтные работы. На эти работы привлекаются граждане, пострадавшие от наводнения, в том числе по профессиям слесари-ремонтники, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрики, а также подсобные рабочие.

Организована работа по содействию самозанятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению.

По состоянию на 1 декабря 2013 года в указанных мероприятиях приняли участие 44,2 тыс. пострадавших граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению, в том числе: на временные работы трудоустроены 43,6 тыс. человек, 352 гражданина открыли собственное дело при содействии органов службы занятости, 325 человек трудоустроены на дополнительно созданные рабочие места в сфере малого бизнеса.

Около 40% от всех направлений экономической деятельности, выбираемых для предпринимательства, связаны с работами по ликвидации последствий наводнения: ремонтно-строительные работы, производство столярных и плотницких работ, изделий из дерева, общестроительные работы, отделочные работы, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Востребованы сельскохозяйственные виды деятельности: разведение крупного рогатого скота, кроликов, птицы, свиней, овец, коз, пчел, выращивание зерновых и зернобобовых культур, овощей, грибов (около 36% выбранных видов деятельности).

Около 24% видов деятельности, выбираемых при открытии собственного дела, сосредоточены в сфере услуг населению: общественное питание, бытовое обслуживание (парикмахерские услуги, химчистка, производство и ремонт одежды и обуви), торговля.

Расходы федерального бюджета на реализацию данного мероприятия составили 1110,8 млн. рублей.

В результате реализации вышеуказанных мероприятий с начала текущего года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости субъектов Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения (Республик Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Еврейская автономная область), уменьшилась на 11,5 тыс. человек (или на 24%) – с 59,3 тыс. человек на 1 января 2013 года до 47,8 тыс. человек на 1 декабря 2013 года.

Уровень регистрируемой безработицы за указанный период снизился в 6 субъектах Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения.

Коэффициент напряженности на рынке труда с начала 2013 года снизился в 2 субъектах Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения и составил: в Республике Саха (Якутия) и Приморском крае. В оставшихся 4 субъектах Российской Федерации, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения, коэффициент напряженности на рынке труда с начала 2013 года не изменился, и по состоянию на 1 декабря текущего года не превышает 1,2 незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию.

Профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет

Особое внимание уделяется созданию условий для совмещения работающими родителями обязанностей по воспитанию детей и трудовой занятости. Женщины, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, могут бесплатно пройти профессиональную подготовку или переподготовку по востребованным профессиям, тем самым укрепляя свою конкурентоспособность на рынке труда. С января по сентябрь 2013 года профессиональное обучение прошли 11 435 женщин (план на 2013 год – 11 200).

http://www.rosmintrud.ru/labour/relationship/155

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.