Специальная оценка условий труда действует в нашей стране более двух лет. И этот институт развивается. Так, с 1 января 2016 г. заработала Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения СОУТ. Однако отдельные нормы законодательства о спецоценке до сих пор не вполне понятны профессиональному сообществу. Во многом это связано с трудностями переходного периода. О том, почему государство уделяет повышенное внимание этой сфере, об административной ответственности за нарушения и контроле за организациями, проводящими спецоценку, нам рассказал Валерий Анатольевич Корж, директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России.
Валерий Анатольевич, как Вы оцениваете двухлетний период, в течение которого в России действует специальная оценка условий труда, с точки зрения развития нормативного регулирования?
Главное, что хотелось бы отметить: за это время приняты почти все необходимые законы и подзаконные акты о специальной оценке условий труда.
Исключение — особенности проведения спецоценки на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Этот документ сейчас в процессе согласования. Но его отсутствие, как говорится, погоды не делает, и в целом нормативное регулирование института специальной оценки не просто сформировано, но и активно применяется.
Сегодня достаточно организаций, проводящих спецоценку?
Скажем так: рынок организаций, проводящих специальную оценку, сложился.
По данным на 1 января 2014 г., спецоценку могли проводить 957 компаний. Конечно, после вступления в силу Федерального закона о специальной оценке условий труда количество организаций, имеющих право проводить оценку, сократилось. Причины тут разные. У одних истек срок действия разрешительных документов, другие решили покинуть рынок добровольно.
Но даже с учетом этого обстоятельства компаний, проводящих спецоценку, немало.
Пример
По данным на начало декабря 2015 г., правом на проведение СОУТ обладали 787 организаций. Из них 161 включена в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — Реестр), а значит, полностью соответствует требованиям закона. Остальные числятся в старом Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, по направлению деятельности «Аттестация рабочих мест по условиям труда». Но они могут проводить СОУТ в силу переходных положений, предусмотренных в статье 27 закона.
Что это за переходный период?
Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г. (даты, когда закон вступил в силу), в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, могут проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся у них на эту дату аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров). Но в любом случае у них есть такая возможность до 31 декабря 2018 г. включительно.
После 1 января 2014 г. эти организации, конечно, могли обратиться в соответствующие добровольные системы аккредитации, чтобы продлить срок действия аттестата аккредитации своих испытательных лабораторий (центров). Но на деле попасть в новый Реестр можно только в том случае, если аттестат аккредитации выдан национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В настоящее время таким органом является Росаккредитация.
Получается, что еще почти три года организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, если у них не истек срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), вправе осуществлять спецоценку в силу переходных положений закона.
Если они захотят продолжить работу в будущем, то должны заранее готовиться к процедуре получения нового аттестата — уже в Росаккредитации.
А что, есть какие-то проблемы с получением новых аттестатов аккредитации?
Да, есть. Но связаны они в основном с невнимательностью и несерьезным отношением к разрешительным документам.
Организации, проводящие СОУТ, обязаны знать сроки действия своего аттестата аккредитации и изучить нормативные документы, чтобы заблаговременно обратиться в Росаккредитацию.
Сегодня в Минтруд России нередко обращаются организации, у испытательных лабораторий (центров) которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается через неделю, а они только опомнились и подали заявку в Росаккредитацию. У наших коллег из Росаккредитации есть совершенно четкие процедуры и немаленькие сроки. В неделю уложиться никак не получится.
Никакие слезные просьбы «войти в положение» и «в порядке исключения» внести в Реестр организацию, вовремя не получившую аттестат аккредитации по новым правилам, слушать никто не будет.
Нет аттестата аккредитации — нет легального основания на включение в Реестр, а значит, и права оказывать услуги по проведению специальной оценки условий труда.
Не секрет, что организации, проводящие спецоценку, проверяют довольно серьезно. Это касается и аттестатов аккредитации их испытательных лабораторий (центров)?
По нашей просьбе государственные инспекции труда обращают особое внимание на аттестаты аккредитации. И в первую очередь тех, которые были продлены после 1 января 2014 г.
Законом определен закрытый перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые должна измерять и оценивать собственная испытательная лаборатория (центр) таких организаций. Проверку ряда производственных факторов (энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений и так далее) можно отдавать на аутсорсинг, привлекая к этой работе стороннюю испытательную лабораторию (центр). Но к большинству исследований и измерений производственных факторов это не относится — они должны быть отражены в аттестате.
Поэтому Минтруд России, рассматривая заявления на внесение в Реестр, ориентируется на статью 19 закона — там содержатся требования к организациям, проводящим СОУТ. И мы очень внимательно сопоставляем область аккредитации аттестата, полученного испытательной лабораторией (центром), с требованиями закона.
Раз уж Вы заговорили о требованиях закона к организациям, включенным в Реестр, — есть ли какое-то особенное положение, без соблюдения которого, как и без аккредитации, организация не сможет попасть в Реестр?
Безусловным требованием закона является наличие у организаций как минимум пяти сертифицированных Минтрудом России экспертов. Один из них должен иметь высшее образование по специальности «врач общей гигиены, гигиены труда» или «врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям».
В организациях, работающих на рынке СОУТ в силу переходных положений закона, локальным актом нужно закрепить статус экспертов за пятью сотрудниками.
Лишь компании, которые прошли аккредитацию в Росаккредитации и имеют не менее пяти сертифицированных экспертов — а значит, не нарушили принцип двух ключей, — смогут войти в Реестр.
Расскажите, пожалуйста, про экспертное сообщество. Что это за специалисты, много ли их? Как можно получить сертификат эксперта?
Аттестационные испытания лиц, желающих получить сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке, проводятся Минтрудом России с 1 октября 2014 г. За это время поступило 4506 заявок.
Процент отказов в допуске к аттестационному испытанию, проводящемуся в форме дистанционного тестирования, невелик — меньше 10%.
К аттестационному испытанию было допущено 4165 соискателей. Экспертами признаны 3007 человек.
При этом 399 претендентам по результатам дистанционного тестирования в выдаче сертификата было отказано. Эти так называемые представители профессионального сообщества, имея три бесплатные попытки, на протяжении месяца не смогли осилить 40 тестовых вопросов! Достаточно было верно ответить на 36 из них, притом что правильный ответ выбирается из нескольких вариантов, предложенных системой, а это, как вы понимаете, сильно упрощает задачу.
Что интересно, программа, которая используется для аттестационного испытания экспертов, позволяет не только ответить на главный вопрос «Сдал или не сдал?», но и сделать аналитические выборки.
Пример
С ее помощью можно выяснить, какие вопросы вызывают наибольшее и наименьшее затруднение.
Я был очень удивлен, узнав, что чаще всего неправильно отвечают на общие вопросы проведения спецоценки. Получается, что узкие специалисты хорошо разбираются в конкретных проблемах, но плавают в общих организационных вопросах, четко урегулированных законом. Это информация к размышлению и для тех, кто направляет своих экспертов на аттестацию, и для надзорных органов.
Кстати, о компетентности экспертов. Парадокс, но в Департаменте условий и охраны труда Минтруда России сегодня нет ни одного сертифицированного эксперта. Смею заметить — и не будет, потому что это чревато конфликтом интересов.
Некоторые практикующие эксперты умудряются задавать нашему Департаменту по семь элементарных вопросов в неделю: как провести спецоценку на рабочем месте прораба, как измерить уровень шума и так далее.
Мы, конечно, не можем и не будем применять меры к гражданам, чрезмерно активно задающим нам вопросы. Но обязательно обобщим эту информацию и попросим Роструд в ходе плановой контрольно-надзорной деятельности уделить повышенное внимание организациям, эксперты которых проводят СОУТ с помощью нашего департамента.
Эксперт — специалист уникальный, грамотный. Он подтвердил данный факт, пройдя аттестационное испытание и получив сертификат. В своей работе он должен руководствоваться имеющейся нормативной базой — как я уже сказал, полностью сформированной. И если эксперт обнаружит в ней сущностные проблемы и противоречия, пусть их нам обозначит, но не просит решать за него конкретные задачи при проведении СОУТ.
Ваш департамент, Росаккредитация, Роструд как-то обмениваются информацией?
Да, обязательно.
Пример
У Минтруда России есть соглашение с Росаккредитацией, по которому мы обмениваемся информацией. У Роструда есть прямые полномочия передавать соответствующие сведения в Росаккредитацию. И эта работа сегодня активно ведется.
Росаккредитация сообщает нам в т. ч. о приостановлении действия аттестатов аккредитации. А это означает автоматическое приостановление деятельности организации, проводящей спецоценку.
В самое ближайшее время будут налажены электронные сервисы и мы начнем обмениваться необходимой информацией с Росаккредитацией практически в режиме онлайн.
Какое изменение, нововведение в сфере специальной оценки условий труда Вы бы назвали главным в этом году?
С 1 января 2016 г. заработала Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения СОУТ. Организации, осуществляющие спецоценку, обязаны заносить ее результаты в эту систему. Хотя на самом деле это не нововведение. Уже действовавшая Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда приказом Минтруда России с начала 2016 г. переименована во ФГИС.
В свое время Автоматизированная система объединила несколько информационных ресурсов Минтруда России. ФГИС наряду со сведениями из прежней системы будет содержать данные Роструда о результатах проведенных им контрольно-надзорных мероприятий, а также информацию от органов исполнительной власти субъектов РФ о результатах государственной экспертизы условий труда. Главный интерес представляет экспертиза качества специальной оценки условий труда.
В дальнейшем мы планируем синхронизировать ФГИС с системами Пенсионного фонда, чтобы вести индивидуальный (персонифицированный) учет работников, соотносить условия их труда с гарантиями, предусмотренными пенсионным законодательством. На очереди также интеграция с системами ФСС России и Роспотребнадзора.
В ходе работы прежней системы в Минтруд России и к ее разработчикам поступало много претензий от организаций, проводящих спецоценку, о якобы имеющих место сбоях при передаче информации. Проверки показывали, что, как правило, все это отговорки, призванные оправдать бездействие по передаче данных. А времени на это было предостаточно — полтора года.
Напомню, что временный Порядок передачи сведений о результатах проведения спецоценки был принят приказом Минтруда России и применялся вплоть до вступления в силу с 1 января 2016 г. нового Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ.
Мы неоднократно рассылали всем, кого это касается, письма, разъясняя, как подключиться к автоматизированной системе, получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, передавать информацию, прикреплять уже сформированные файлы, как вносить данные вручную и так далее. Однако сведения передавались ни шатко, ни валко. И только после того как в октябре прошлого года мы проинформировали Роструд о грубом нарушении рядом организаций, проводящих спецоценку, норм закона, дело наконец сдвинулось с мертвой точки.
В октябре прошлого года организации активизировались, и процесс начал резко набирать обороты как в части переданных в автоматизированную систему результатов спецоценки, так и в части подачи заявок и получения сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Плохо, что организации, проводящие спецоценку, не услышали наши уведомления о необходимости подключиться к автоматизированной системе и спохватились только после визита государственной инспекции труда и возникновения угрозы заплатить реальный штраф. Впрочем, даже после этого к системе подключились не все.
Пример
По данным на 7 декабря 2015 г., из 161 организации, внесенной в Реестр, 56 все еще не имели необходимого доступа к системе.
Изменилось ли что-то в вашей работе в связи с переходом на ФГИС?
Да, мы начали действовать еще более жестко.
Деятельность организаций, проводящих спецоценку, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и, соответственно, не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена.
Организации, осуществляющие спецоценку, обязаны загрузить во ФГИС не только свежие данные, но и все результаты оценки начиная с 5 сентября 2014 г. Роструд об этом уведомлен и будет действовать. Раз не получается работать в плановом порядке, значит, будем действовать в режиме аврала.
Если при передаче данных во ФГИС возникают реальные проблемы, можно воспользоваться горячей линией — разработчики ответят на все вопросы пользователей. Если и служба технической поддержки не поможет, обращайтесь на электронную почту нашего департамента.
К середине года мы планируем получить соответствующее распоряжение Правительства РФ и еще раз организовать масштабную проверку передачи сведений во ФГИС.
Почему вообще столько времени уделяется процедуре специальной оценки условий труда?
Потому что у государства и работодателей много социальных обязательств, которые из нее вытекают. Это досрочные пенсии, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Результаты спецоценки прямо влияют на накопленные социальные права работников, на их главное право работать в безопасных условиях. Именно поэтому введена серьезная административная ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому мы так внимательно наблюдаем за развитием и регулированием данного рынка.
Должен предупредить представителей профессионального сообщества: рынок специальной оценки условий труда — под бдительным контролем.
Еще раз подчеркну: органы исполнительной власти, Минтруд России, Роструд, органы по труду субъектов РФ — все мы будем очень внимательно следить за тем, как проводится СОУТ. И к тому, что мы делаем, не следует относиться как к разовой кампании. Это системная работа по наведению порядка на рынке СОУТ, повышению качества и эффективности оценки. Заверяю вас, контроль, мониторинг и меры реагирования будут осуществляться на постоянной основе.
Журнал «Охрана труда в вопросах и ответах» № 4, Апрель 2016
"
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.